Калипсо — последнее пристанище Жака-Ива Кусто

Исследователь Жак-Ив Кусто

Жак-Ив Кусто – бывший военный, исследователь, водолаз, человек, который в числе первых решился испытать на себе действие водолазного костюма, а также тот, кто впервые придумал фотографировать не просто проводимые водолазами работы, а рыб, растения и рельеф морского дна. Жак-Ив Кусто настолько полюбил океанские глубины, что решил посвятить их исследованию всю оставшуюся жизнь. Вот только для реализации задуманного денег у исследователя и его единомышленников не было, потому он некоторое время работал простым рабочим и даже механиком.

Жак-Ив Кусто
Исследователь Жак-Ив Кусто

Отчаявшись, начинающий ученый обратился к своему знакомому — директору военной верфи Андре Оньяку за советом, и тот, немного поразмышляв, дал ему дельный совет – попасть на прием к миллионеру и владельцу известной в мире компании по производству пива – Томасу Лоэлу Гиннесу. Так, собственно, Кусто и поступил, с трудом добившись личной аудиенции у столь важного и значимого по тем временам человека.

Гиннес просьбу удовлетворил, но отказался предоставить судно в личное пользование ученого, согласившись только на долгосрочную аренду, стоимость которой измерялась всего одним франком в год. Корабль Кусто мог выбрать самостоятельно, он должен был быть не новым и вполне подходящим для экспедиции.

Покупка Калипсо

Получив корабль, Кусто обязался никогда более ни с какими просьбами к Гиннесу не обращаться, равно, как и не упоминать нигде до самой своей, или его смерти имя мецената. Такие меры предосторожности, предприняты были Гиннесом не случайно, ими он страховал себя от дальнейших просьб о финансировании экспедиций, в том числе и от других просителей. Имя Гиннеса стало известно только с разрешения его наследников после смерти Кусто в 1997 году. Но тогда в 1950-м, ученый бросился прочь, чтобы выбрать судно, пока меценат не передумал.

Калипсо
Калипсо — любимое судно Кусто

Подходящий корабль был найден на Мальте, был он минным тральщиком американской постройки. Первый гвоздь в борт его был забит 12 марта 1942 года в Сиэтле, то есть к моменту приобретения его Кусто, корабль был еще новеньким и ни разу не бывавшим в серьезных передрягах. Судно было оснащено мощнейшим современным двигателем и управлялось командой из 12 человек.

Название, корабль поступивший в полное распоряжение Кусто в тот же день, получил «Калипсо». Имевшаяся конструкция корабля, командора не устраивала, потому он начал его кардинальное переоборудование, добавив дополнительную каюту на 10 человек, кают-компанию и особое отделение в носовой части ниже ватерлинии с иллюминатором, чтобы оттуда с удобством можно было наблюдать за Чудеса света в подводном миреподводным миром.

Катамаран с турбо-парусом «Moulin a vent»

Жак Ив Кусто пришел к выводу, что созданная им установка должна значительно превосходить по эффективности традиционные виды парусов. Особенностью новых судов, что создал Кусто является турбо-парус, состоящий по-сути из полой аэродинамической колонны, позволяющая эффективно использовать силу ветра.

Первый проект мореплаватель осуществил 12 октября 1983 год. Судно «MOULIN A VENT» было спущено на воду, и команда Кусто вышла в море для проведения испытаний, в результате которых проверялась теория на практике. Основой стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена труба с турбо-парусом. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи электроприводов.

Катамаран с турбо-парусом Moulin a vent
Катамаран с турбо-парусом Moulin a vent

Название судна «MOULIN A VENT» означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто. С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукруга обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы. За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. При подаче воздуха через нагнетательную систему эффективность становиться еще больше. Внутри колонны полностью исключается возникновение встречных воздушных потоков, уменьшающих эффективность парусов.

Эффективность турбо-паруса не заставила себя долго ждать, при скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов. Но вскоре труба не выдержала сильных штормов Атлантического океана и надломилась, к счастью без последствий. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого катамарана.

Гидрографическое судно «Alcyone» с турбо-парусами

Жак Ив Кусто решил не останавливаться на уже положительном результате, и создал в мае 1985 года еще одно судно под названием «ALCYONE». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля также оснастили аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны.

Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель — Нью-Йорк. Корпус гидрографического судна был выполнен из алюминия, что позволило снизить качку. С капитанского мостика можно управлять работой всего оборудования и самое главное изменять угол наклона установки. Бортовой компьютер позволяет анализировать ее работу.

Судно Alcyone с турбо-парусами
Судно Alcyone с турбо-парусами

Океанское судно «ALCYONE» стало настоящим чудом инженерной мысли. Члены экипажа размещались в комфортабельных каютах. По словам капитана Кусто судно было настолько компьютеризировано, что могло плавать вообще без людей. В распоряжении кока прекрасно оборудованный камбуз. Скоростные возможности «ALCYONE» поразили — 13 узлов, при скорости ветра 20 узлов. Электродвигатели потребляли лишь половину мощности вырабатываемой ветряным генератором. В зависимости от морских условий использовали дизельный двигатель или турбо-паруса.

Устройство турбо-парусов
Устройство турбо-парусов

Гидрографическое судно Альсиона
Гидрографическое судно Альсиона

Это доказывает, что корабли будущего могут отказаться от дорогостоящего топлива загрязняющего воду и воздух. Жак Ив Кусто показал, что идея использования ветра для морских путешествий еще не устарела, а сам ветер остается бесплатным источником энергии. Природные ресурсы не безграничны. Следует задуматься о новых технологиях, о тех изменениях, которые необходимо внести человеку в свою жизнь и гидрографическое судно «ALCYONE» — это первый шаг к прогрессу.

Кусто: исследователь или живодер?

Сегодня защитники животных могут прийти в ужас от фильмов Кусто, ведь в них немало сцен жестокого обращения с обитателями морских глубин. Например, в фильме «Мир тишины» ныряльщики убивают рыб динамитом, чтобы собрать разные виды.

«Для науки это единственный способ получить срез всех особей, которые обитают в данном районе», — объясняет закадровый голос. Также на камеру заснята кровожадная сцена убийства акул, где в ход идут топоры и гарпуны. В какой-то момент штурман пытается убить 20-метрового кита, но орудие отскакивает и животное уплывает. Высаживаясь на берег, ныряльщики бросаются к черепахам и катаются на них верхом, не задумываясь о прочности панцирей. Словом, первые исследования дикой природы проводились Кусто и его командой не так, как это принято сегодня.


Фото: EAST NEWS

Один из членов команды «Калипсо» Мюнхен Вольфганг Ауэр, плававший с Кусто шесть лет, заявил в интервью BBC, что многие убийства и жестокое обращение с рыбами были целенаправленными и делались для зрелищности кадров. Например, в первом фильме есть эпизод с умирающим китенком: он получает повреждения от винта корабля, и затем его слабеющее окровавленное тело разрывают на части акулы. Ауэр утверждает, что китенка поймали заранее и изуродовали намеренно, чтобы бросить на растерзание хищникам ради эффектного видео. По словам очевидца, команда по приказу капитана не раз вытаскивала обитателей глубин на поверхность, где они долго и мучительно умирали.

Несмотря ни на что, ООН присудила Кусто Международную экологическую премию в 1977 году.

Судьба капитана и корабля

Судно «Калипсо» затонуло на год раньше, столкнувшись с баржей в январе 1996 года. У корабля была такая же долгая и плодотворная жизнь, как и у капитана. Проведя вместе 40 лет, они ушли из жизни почти одновременно. За свою жизнь судно «Калипсо» преодолело более 1 млн морских миль (1,852 млн км) от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана.


Фото: EAST NEWS

Кусто снял около 130 фильмов и написал 50 книг. Если смотреть все кинонаследие французского океанографа в режиме нон-стоп, уйдет целая неделя без перерыва на сон и пищу. На программах «Подводная одиссея команды Кусто» выросло несколько поколений детей. Его неизменная красная шапочка стала узнаваемым символом для телезрителей разных стран.

Последняя экспедиция команды Кусто состоялась в России — французские дайверы изучали Байкал. Капитан в силу возраста не принимал участия в путешествии, но координировал работу своей команды и скончался во время монтажа серии «Байкал: в зазеркалье Байкала». Исследователи в красных шапочках продолжили работу над фильмом.

Фанаты «Калипсо» все еще надеются, что легендарный корабль, поднятый со дна после затопления, станет музеем Жака-Ива Кусто.

Черное море — результат Всемирного потопа?

Черное море: вонючее и ядовитое

Открытия в океане

Кусто был одним из первых, кто предположил, что дельфины пользуются эхолокацией. В книге «В мире безмолвия» он описал эпизод, как пытался сбить дельфинов с курса на Гибралтар, незаметно меняя направление корабля, за которым они следовали. Но животные не поддались на обман и вернулись на свой маршрут.

«Откуда бы дельфины ни плыли, они безошибочно знают, где именно в бескрайнем океане лежит этот проход всего в десять миль шириной. Может быть, дельфины вооружены звуковым или ультразвуковым аппаратом и мышиный писк позволяет им следить за рельефом невидимого дна?» — догадался исследователь.

Кусто и его команда на личном опыте познавали способности человека находиться глубоко под водой. Они отправлялись в экспедиции не только на «Калипсо», но и на «подводном батискафе» — ФНРС-3, который опускался на рекордные 4050 м, что превышает среднюю глубину Мирового океана.

Правда, некоторые кадры из фильмов Кусто зрителям казались нереалистичными и вызывали критику. Например, авторитетный автор New York Times Босли Краузер публично сомневался в подлинности ряда сцен. В частности, он считал невозможным выход людей из батискафа в атмосферный пузырь, ссылаясь на то, что газы в таких пещерах непригодны для дыхания человека. Но желающих повторить эксперимент Кусто не нашлось.

Жена — верная «пастушка»

Экспедиции на «Калипсо» могли и не состояться, если бы не супруга Кусто Симона. Изначально именно ее отец выделил средства на изготовление акваланга и поделился производственным опытом. Когда 40-летний Жак-Ив только мечтал о собственном корабле, деятельная супруга, пользуясь семейными связями, нашла ему спонсора — британского миллионера Лоэла Гиннесса. После встречи с четой Кусто богач настолько вдохновился рассказами о подводном мире, что выкупил корабль «Калипсо» и сдал его супругам в аренду за смешную плату — 1 франк в год, поставив два условия: не разглашать его имя и не просить больше денег.

Остальные средства, нужные для оснащения корабля, тоже добывала Симона: ради мечты мужа о подводном мире она продала меха и семейные драгоценности. Ее стараниями бывший минный тральщик британских ВМС превратился в научное судно: был оборудован отсек для подводного наблюдения, установлено научное оборудование и даже сделана посадочная площадка для вертолета. Симона принимала участие в большинстве экспедиций мужа, ее очень любила команда «Калипсо» и ласково называла «пастушкой».

Казалось бы, идиллия и завидный брак. Но после того, как Симона, мать двоих сыновей, умерла от рака в 1990 году, выяснилось, что у Жака-Ива Кусто была еще одна, тайная семья и двое детей, рожденных от стюардессы Франсины Триплет в 1979 и 1981 годах. Океанограф женился во второй раз в 81 год и пережил Симону на семь лет, скончавшись от инфаркта миокарда в 1997 году.

Восстановление и консервация судна

Калипсо в сентябре 2007 года

Судно оставалось под водой 17 дней, после чего было поднято и отбуксировано во Францию. После того, как оно провело некоторое время в порту Марселя, в 1998 году, уже после смерти Кусто, его отбуксировали на атлантическое побережье Франции — в Морской музей в Ла-Рошель. Тогда же было заявлено о планах превращения корабля в плавучий музей.

Далее последовала серия юридических и прочих препятствий для начала восстановительных и консервационных работ. Ходили слухи о продаже Калипсо круизной компании «Carnival Cruise Lines» за символическую цену в 1 евро. Компания даже заявила о планах выделения 1,3 миллиона долларов на восстановление судна и перебазировании музея на Багамы.

На конец 2006 года судно потеряло множество оборудования со своих верхних палуб. Статус и перспективы этого исторического судна не вполне ясен до сих пор.

Франсине Кусто удалось организовать начало восстановления судна. 11 октября 2007 года корабль начали перебазировать в залив городка Конкарно (Concarneau) французского департамента Финистёр. Восстановительные работы будут проведены на заводе Пириу (Piriou Shipyard), судно будет преобразовано в экспонат музея.

В июне 2010 года Би-Би-Си сообщило, что «Калипсо» будет восстановлено к столетию со дня рождения Жака-Ива Кусто. По словам одного из бывших членов команды судна, посетившего верфь, оно по прежнему хранится в разобранном виде в ангаре в том же виде, как и 11 июня 2010 — официальная дата столетия — и вряд ли сможет выйти в море в ближайшем будущем.

По информации полученной от Ассоциации Кусто, 15 февраля 2009 года Франсина Кусто (вдова Жака-Ива Кусто) получила двигатели Volvo Penta для «Калипсо», корабль находился в это время на верфи «Concarneau» во Франции.Корабль планируется переориентировать как плавучую образовательную выставку для обучения ныряльщиков по программе, подготовленной Ассоциацией Кусто. Для этого будут восстановлены одно- и двухместные мини-субмарины, подводные скутеры, акваланги, костюмы для ныряльщиков, камеры и прочее оборудование, которое использовалось в экспедициях.

Технические новинки

Для изучения подводного мира команда Кусто пользовалась самым продвинутым оборудованием, послужив прорыву в развитии подводной фотографии и киносъемки. Исследователи постоянно стремились проникнуть все глубже и дальше — туда, куда не доходит дневной свет. В экспедиции им помогали установленные на «Калипсо» мощный эхолот и драги, на борту была барокамера для профилактики кессонной болезни у водолазов. С 1955 года команда Кусто использовала небольшие электрические скутеры для быстрых перемещений под водой.


Фото: PBS/Courtesy Everett Collection /Everett Collection/East News

Но, пожалуй, самым интересным ноу-хау Кусто были подводные дома. Первый такой дом, «Преконтинент-1», он разместил в гавани Марселя на глубине 10 м в 1962 году. На вид это была обычная металлическая бочка, поэтому неофициально ее прозвали «Диоген». Такая подводная база позволяла ныряльщикам отдохнуть и подкрепиться на глубине без необходимости всплывать и снова погружаться.

Следующий дом Кусто разместил в Красном море на глубине 11 м. «Преконтинент-2» был сделан в виде звезды, также имелся подводный гараж для ныряющего блюдца, склад-сарай и двухместный домик «Ракета» на глубине 27,5 м. Эти сооружения можно увидеть в фильме «Мир без солнца».

Третий подводный дом был построен на 100-метровой глубине и в инженерно-техническом плане был более автономным. Жена Кусто Симона четыре дня прожила в гидрополисе в виде звезды в 1963 году и получила право называться первой женщиной-гидронавтом.

Источники

  • https://sea-man.org/kalipso-detische-zhaka-iva-kusto.html
  • https://shipshub.com/ru/article/1624-2.html
  • https://naukatv.ru/articles/70_let_nazad_nachalas_podvodnaya_odisseya_zhakaiva_kusto
  • http://cousteau.su/kalipso/
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть