Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Памятник «Рабочий и колхозница»

Содержание

  • Работа над проектом памятника1
    • Вариант Б. Иофана1.1
    • Вариант В. Мухиной1.2
    • Согласование проекта1.3
  • Изготовление памятника и павильона2
  • Выставка в Париже и возвращение в Москву3
  • Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»4
  • Посещение памятника и павильона на ВДНХ5
  • Видео: все самое интересное о скульптуре6

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Отзывы туристов

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Как добраться до монумента «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» расположен в Останкинском районе Москвы и установлен прямо у входа ВВЦ. Доехать сюда можно любым способом. Если отправиться на собственном автомобиле, припарковать его можно будет в удобной подземной парковке, расположенной у выставки. Воспользовавшись услугами такси, можно доехать сюда абсолютно без проблем из любого района столицы.

Можно отправиться прямо до места на метро. Это особенно удобно, когда весь город стоит в пробках. Если выйти на станции метро «ВДНХ», то до монумента нужно буквально 10 минут пройти пешим ходом. Из центральных районов столицы, например, от станции «Библиотека имени Ленина», можно также доехать до станции «ВДНХ», но придётся добираться с пересадкой. Время в пути не составит более 30 минут.

Можно воспользоваться услугами наземного транспорта. Примерно в 100 метрах от монумента расположена остановка «Улица Сергея Эйзенштейна», где проходит маршрут трамвая №17. Сюда же довезут несколько автобусных маршрутов и городское маршрутное такси. Интервал движения общественного транспорта столицы, проходящего здесь, достаточно удобен, долго стоять в ожидании не придётся.

Практически все посетители ВВЦ останавливаются у памятника «Рабочий и колхозница». Среди них жители столицы и гости города, молодёжь и люди преклонного возраста. Для каждого из них монумент значит многое. Для молодёжи это возможность окунуться в историю страны. А пожилым людям памятник особо важен, ведь они сами стали частицей той истории, которая навечно запечатлена в памяти народа.

Монумент «Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница»
Елизавета Крылова
Елизавета Крылова
Автор материала:Крылова ЕлизаветаЖурналист сайта Iskatel.comПонравилась статья?Мне нравится5Поделись с друзьями!

Отели рядом с павильоном «Рабочий и колхозница»

Посмотреть все отели (83)

Гостевые студии Екатерины Бочкаревой на проспекте Мира 184 Гостевые студии Екатерины Бочкаревой на проспекте Мира 184
Апартаменты Пентхаус на Проспекте Мира Апартаменты Пентхаус на Проспекте Мира
Апартаменты Summer Time Апартаменты Summer Time
Hostel Olimp Botanicheskiy Sad Hostel Olimp Botanicheskiy Sad
Уютная Квартира на ВДНХ Уютная Квартира на ВДНХ
Апартаменты VDNH Tsandera 12 Апартаменты VDNH Tsandera 12

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

С 2017 года павильон является частью выставочного комплекса ВДНХ. Здесь проводятся лекции, выставки и концерты под открытым небом. В хорошую погоду мероприятия устраивают на крыше павильона, которая является смотровой площадкой. С нее открываются панорамные виды на столицу.

Современное здание павильона максимально комфортно для посетителей: есть несколько лифтов, проход-пандус между этажами, комната матери и ребенка. Работает сувенирный магазин.

Все экскурсии на ВДНХ на официальном сайте

По выходным для желающих проводится экскурсия «„Рабочий и колхозница“. Сквозь годы и эпохи», в ходе которой посетители узнают об истории создании скульптуры, работе Веры Мухиной, о Всемирной выставке в Париже, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и многом другом. В конце посетители смогут полюбоваться панорамой Москвы со смотровой площадки на крыше павильона.

Начало экскурсии — в 17:00 возле входа в павильон. Продолжительность — 60 минут. Группа до 20 человек. Стоимость — 700 рублей.Выставка «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир»
 
Выставка «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир», © Официальный сайт ВДНХ

Выставки в «Рабочем и колхознице»

На регулярной основе музеи Москвы и регионов России выставляют в павильоне экспонаты из своих лучших коллекций. Тематически они могут быть самыми разными. Например, с 24 декабря 2021 года по 15 марта 2022 года можно было посетить выставку, посвященную истории создания первого советского атомного реактора.

О текущих выставках можно узнать на официальном сайте ВДНХ. Вход, как правило, бесплатный.

Текущие выставки в павильоне «Рабочий и колхозница» Памятник «Рабочий и колхозница»
 
© Ярослав Глухов «Рабочий и колхозница» — официальная эмблема советской и российской киностудии «Мосфильм». Официально она стала символом в 1948 году, однако впервые изображение монумента появилось в фильме «Подкидыш» 1939 года.

Отражение памятника в культуре

Небывалый успех настоящего шедевра советского реализма в Париже позволил правительству страны более серьёзно отнестись к композиции, изначально созданной исключительно для павильона. Уже в 1948 году монумент «Рабочий и колхозница» стал официальной эмблемой киностудии «Мосфильм». Для этого В. Мухина создала копию памятника из гипса, послужившего в дальнейшем заставкой к фильмам.

Однако эта не первая связь скульптурной композиции с кино. В 1939 году вышел в свет кинофильм «Подкидыш», в кадрах которого многочисленные зрители без труда узнали знаменитый объект. Символ советской эпохи увековечили на медали «Лауреат ВДНХ СССР». Были созданы коллекции уникальных монет и серия почтовых марок, на которых была изображена знаменитая на весь мир скульптура.

Копии памятника установлены в нескольких городах России. Значимость великого и гениального произведения, сумевшего в своё время поразить умы избалованных шедеврами и эксклюзивами французов, не поддаётся никакой переоценке. Скульптурная композиция, отображающая сплочённость и великую мощь советских людей, их творческий порыв, не раз становилась источником вдохновения для художников и поэтов.

Скульптура создала тогда настоящий тренд, который заключался в изображении людей обычных профессий в качестве героев того времени. На арке, венчающей главный вход в ВДНХ, в 1954 году появилась архитектурная композиция из двух людей, держащих над головой сноп пшеницы. Монумент «Тракторист и колхозница» стал данью уважения автора С. Орлова, проявленного к известной скульптуре.

Монумент «Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница»

Символизм деталей и описание памятника «Рабочий и колхозница»

По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.

Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.

Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.

Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.

Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.

Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.

Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.

Работа по созданию копии памятника шла в три смены, к ней были привлечены 160 опытных мастеров. Ажурный шарф весил 5 тонн, длина его составляла 30 метров. Каркас памятника весил 63 тонны, стальная обшивка потянула на 12 тонн, толщина её составила 0,5 мм. Толщина досок для создания шаблонов составляла 15 см. К работе был привлечён строительный кран, высота его составляла 35 метров.

Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.

Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.

Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.

Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.

Монумент «Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница»

Согласование проекта

Изначальный проект Иофана и Мухиной не был безоговорочно принят, и потребовалась доработка деталей. Фривольной фигуре рабочего следовало заменить набедренную повязку на фабричный фартук и брюки.

Прения вызвал шарф на фигуре работницы, показавшийся буржуазным элементом. Мухина настойчиво доказывала незаменимость этой детали ансамбля, подчеркивающей основополагающую идею порыва. В итоге пришли к компромиссу: шарф оставили, но не сдвоенный, как крылья «Ники», а одинарный.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Символы СССР — серп и молот

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Шарф в руках колхозницы

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

«Рабочий и колхозница» по проекту Мухиной

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/worker-and-collective-farm-worker-monument/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/14146
  • https://iskatel.com/places/monument-rabochiy-i-kolhoznitsa
  • https://yamoscow.ru/dostoprimechatelnosti/pamyatniki-skulptury/pamyatnik-rabochij-i-kolhoznica/
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть