Рында: тысяча солнц на корабле

Из истории судового колокола
В XVII веке всем известный реформатор Петр I отправил в
Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности
всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому
документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К
тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.
Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring
a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский
язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что
нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и
воспроизвести.
Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл»
трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в
пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».
Нечисть и колокольный звон
Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь
пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных
колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в
колокол, чтобы «выгнать хворь».
Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они
изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось,
что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать
беснующегося морского дьявола.
Со временем, моряки нашли колоколу более практичное
применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях
плохой видимости он оповещал о приближении корабля.
Жизнь по склянкам
Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и
штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу
ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял
морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.
Поскольку для измерения времени использовались песочные
часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим
занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в
колокол.
Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки
бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей
согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого
момента начинался новый отсчет времени.
Злато для голоса
Производство корабельных колоколов никогда не ставили на
поток — для каждого судна всегда отливали персональный колокол с неповторимым
дизайном, который становился душой и сердцем судна. На нем обозначали название
парусника и год его постройки. Рынду не меняли, если кораблю давали новое имя.
Если же кому-то приходило в голову украсть или по какой-то причине повредить
ее, подлеца неминуемо ждала страшная беда.
При отливке рынды использовали специальный «колокольный
металл». В его состав в определенной пропорции входили медь, цинк и олово. От
соотношения этих металлов зависит и звон колокола — будет он «мягким»
или «строгим».
Но вот интересная особенность: если добавить в ванну,
где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару
золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха.
Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия
в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.
Флотские привычки
Сегодня, когда говорят «рында корабельная», имеют в виду судовой колокол, которым еще с петровских времен оснащается каждый корабль. Не были исключением и подводные лодки.
Вообще-то, если говорить по всем правилам, то рында – это не сам колокол, а его звук, который должен символизировать начало новых суток на корабле. Таким образом, используемое на протяжении веков название корабельного колокола — рында — стало уже традиционным.
Несмотря на то что все современные корабли оснащены и более современными системами оповещения, рында все еще используется как на речных, так и на морских судах в сложных ситуациях, например при движении в тумане или возникновении экстренной ситуации на борту.
Дворцовый чин
Сегодня о том, что рындами называли княжеских оруженосцев-телохранителей допетровской эпохи, знают в основном ученые, изучающие российскую историю XVI-XVII веков. Оказывается, рында – это придворная должность, занять которую могли только юноши из богатых и влиятельных семейств. Основной их задачей было сопровождение и охрана правителя во время путешествий и различных поездок. Во время важных приемов во дворце они выстраивались по обе стороны от трона хозяина. Рынды всегда были одеты в парадную одежду и вооружены тяжелыми топорами-бердышами. В начале XVIII века эта должность была упразднена.
В современном русском языке слово «рында» в значении «телохранитель» или «оруженосец» не используется и является историзмом.
Когда она появилась на русском флоте?
Во времена Петра I, активно развивавшего русский флот и обучавшегося у иностранцев искусству судовождения российских моряков, вместе с новыми терминами, командами и правилами появилась рында корабельная. Русские матросы парусного флота, на кораблях которого использовалась английская команда «бей в колокол» (ring the bell), выполняли ее, не особо задумываясь над смыслом. Со временем непонятная иностранная команда превратилась в более короткую – «рынду бей».
Основные функции
Колокол-рында играл важную роль в жизни корабля и служил не только для определения времени, но также для сбора команды на построение или по тревоге, обозначения своего присутствия в условиях шторма или тумана. Кроме того, моряки считают ее своеобразным талисманом судна и берегут.
Устанавливается рында на носу корабля, и на нее наносится название судна. Для определения времени моряки «бьют склянки» через каждые полчаса. Связано это с тем, что раньше на кораблях были только песочные часы с максимальным интервалом в 30 минут. Специальный матрос отслеживал момент, когда песок пересыпался из верхней чаши в нижнюю, переворачивал часы и бил склянки. Корабельный устав четко определяет, сколько склянок нужно бить, так как на флоте сутки делятся на четыре временных отрезка, в каждый из которых отбивается строго определенное количество ударов. Так, в 12 часов дня, то есть в полдень, бьют три раза.
Для моряков рында – это не только и не столько сигнальный инструмент. Обычно это талисман, на внешней стороне которого, как сказано выше, располагается название корабля.
Морские приметы
Моряки – народ суеверный, и с таким важным корабельным символом, как рында, связано множество примет, в которые они и сегодня верят:
- Одной из самых древних примет, пришедших еще с парусных судов, считается, что сильным звоном судовой рынды можно утихомирить сильный шторм и прогнать разбушевавшегося морского дьявола.
- Если по какой-то причине корабль меняет название, то рында остается той же и со старым названием.
- В том случае, если на корабле рождался ребенок, то его зачастую крестили или под звук корабельной рынды, а иногда и в ней самой.
- Когда корабельный колокол трескается или звонит без причины, то экипаж ждут какие-то неприятности и проблемы.
- Тот, кто украдет или повредит судовую рынду, сам на себя наводит беду.
- Услышать звон судового колокола затонувшего корабля — к серьезным испытаниям или к гибели.
Источники
- http://proboating.ru/articles/design/ship-bell/
- https://FB.ru/article/173363/ryinda—eto-chto-ryinda-korabelnaya