Рында: тысяча солнц на корабле

Из истории судового колокола

В XVII веке всем известный реформатор Петр I отправил в
Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности
всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому
документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К
тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.

История судового колокола - рынды

Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring
a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский
язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что
нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и
воспроизвести.

История рынды

Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл»
трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в
пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».

Нечисть и колокольный звон

Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь
пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных
колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в
колокол, чтобы «выгнать хворь».

Корабельный колокол - рында

Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они
изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось,
что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать
беснующегося морского дьявола.

Со временем, моряки нашли колоколу более практичное
применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях
плохой видимости он оповещал о приближении корабля.

Жизнь по склянкам

Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и
штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу
ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял
морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.

Рында и жизнь по склянкам

Поскольку для измерения времени использовались песочные
часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим
занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в
колокол.

Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки
бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей
согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого
момента начинался новый отсчет времени.

Злато для голоса

Производство корабельных колоколов никогда не ставили на
поток — для каждого судна всегда отливали персональный колокол с неповторимым
дизайном, который становился душой и сердцем судна. На нем обозначали название
парусника и год его постройки. Рынду не меняли, если кораблю давали новое имя.
Если же кому-то приходило в голову украсть или по какой-то причине повредить
ее, подлеца неминуемо ждала страшная беда.

Дизайн рынды - судового колокола

При отливке рынды использовали специальный «колокольный
металл». В его состав в определенной пропорции входили медь, цинк и олово. От
соотношения этих металлов зависит и звон колокола — будет он «мягким»
или «строгим».

Но вот интересная особенность: если добавить в ванну,
где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару
золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха.
Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия
в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.

Флотские привычки

Сегодня, когда говорят «рында корабельная», имеют в виду судовой колокол, которым еще с петровских времен оснащается каждый корабль. Не были исключением и подводные лодки.

Колокол рында

Вообще-то, если говорить по всем правилам, то рында – это не сам колокол, а его звук, который должен символизировать начало новых суток на корабле. Таким образом, используемое на протяжении веков название корабельного колокола — рында — стало уже традиционным.

Несмотря на то что все современные корабли оснащены и более современными системами оповещения, рында все еще используется как на речных, так и на морских судах в сложных ситуациях, например при движении в тумане или возникновении экстренной ситуации на борту.

Дворцовый чин

Сегодня о том, что рындами называли княжеских оруженосцев-телохранителей допетровской эпохи, знают в основном ученые, изучающие российскую историю XVI-XVII веков. Оказывается, рында – это придворная должность, занять которую могли только юноши из богатых и влиятельных семейств. Основной их задачей было сопровождение и охрана правителя во время путешествий и различных поездок. Во время важных приемов во дворце они выстраивались по обе стороны от трона хозяина. Рынды всегда были одеты в парадную одежду и вооружены тяжелыми топорами-бердышами. В начале XVIII века эта должность была упразднена.

В современном русском языке слово «рында» в значении «телохранитель» или «оруженосец» не используется и является историзмом.

Когда она появилась на русском флоте?

Во времена Петра I, активно развивавшего русский флот и обучавшегося у иностранцев искусству судовождения российских моряков, вместе с новыми терминами, командами и правилами появилась рында корабельная. Русские матросы парусного флота, на кораблях которого использовалась английская команда «бей в колокол» (ring the bell), выполняли ее, не особо задумываясь над смыслом. Со временем непонятная иностранная команда превратилась в более короткую – «рынду бей».

Основные функции

Колокол-рында играл важную роль в жизни корабля и служил не только для определения времени, но также для сбора команды на построение или по тревоге, обозначения своего присутствия в условиях шторма или тумана. Кроме того, моряки считают ее своеобразным талисманом судна и берегут.

Устанавливается рында на носу корабля, и на нее наносится название судна. Для определения времени моряки «бьют склянки» через каждые полчаса. Связано это с тем, что раньше на кораблях были только песочные часы с максимальным интервалом в 30 минут. Специальный матрос отслеживал момент, когда песок пересыпался из верхней чаши в нижнюю, переворачивал часы и бил склянки. Корабельный устав четко определяет, сколько склянок нужно бить, так как на флоте сутки делятся на четыре временных отрезка, в каждый из которых отбивается строго определенное количество ударов. Так, в 12 часов дня, то есть в полдень, бьют три раза.

Значение слова рында

Для моряков рында – это не только и не столько сигнальный инструмент. Обычно это талисман, на внешней стороне которого, как сказано выше, располагается название корабля.

Морские приметы

Моряки – народ суеверный, и с таким важным корабельным символом, как рында, связано множество примет, в которые они и сегодня верят:

  • Одной из самых древних примет, пришедших еще с парусных судов, считается, что сильным звоном судовой рынды можно утихомирить сильный шторм и прогнать разбушевавшегося морского дьявола.
  • Если по какой-то причине корабль меняет название, то рында остается той же и со старым названием.
  • В том случае, если на корабле рождался ребенок, то его зачастую крестили или под звук корабельной рынды, а иногда и в ней самой.
  • Когда корабельный колокол трескается или звонит без причины, то экипаж ждут какие-то неприятности и проблемы.
  • Тот, кто украдет или повредит судовую рынду, сам на себя наводит беду.
  • Услышать звон судового колокола затонувшего корабля — к серьезным испытаниям или к гибели.

Источники

  • http://proboating.ru/articles/design/ship-bell/
  • https://FB.ru/article/173363/ryinda—eto-chto-ryinda-korabelnaya
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть