История создания лифтов: от античности до наших дней

Содержание
- 1 Первые подъемные устройства
- 2 Безопасный вид транспорта
- 3 Компания «Отис» — краткая история успеха
- 4 Фирма «Отис»
- 5 Наши дни
- 6 Совершенствование конструкции
- 7 Америка и Англия
- 8 Эскалатор
- 9 Франция
- 10 Гидравлический подъёмник
- 11 Кто изобрел лифт в России?
- 12 «Отис Элеватор»
- 13 Компания «Отис»: XIXвек
- 14 Лифты-трудяги
- 15 При пожаре вызывайте пожарных, а не лифт!
- 16 Королевская роскошь
- 17 Победа над страхом
Первые подъемные устройства
Многие изобретения уходят корнями в эпоху античности. Изобретение лифта также приходится на эту эпоху. Первооткрывателем подъемного механизма еще в IV веке был Архимед. Это доказывают найденные при археологических раскопках остатки прообразов современных лифтов.
Первоначально это изобретение использовали для поднятия строительных материалов и конструкций при возведении высоких зданий. Добытые в глубинах шахт полезные ископаемые поднимались на поверхность с помощью такого же подъемного устройства. Эта конструкция положительно влияла на производительность, облегчая тяжелый труд рабов. С помощью подъемных устройств доставляли штурмующих воинов на стены осажденной крепости. По рассказам историков, первый грузопассажирский подъемник был во дворце императора Древнего Рима. Лифт служил для поднятия актеров и декорации, при этом придавал выступлению некоторую загадочность. В основном в их конструкции использовался принцип лебедки, а особо крупные механизмы приводились в движение целой системой зубчатых колес, соединенных с деревянным воротом. Его, соответственно, вращали люди или вьючные животные.
В те далекие времена лифт не получил широкого распространенияи считался экзотической роскошью.
Безопасный вид транспорта
И здесь мы подходим к ответу на вопрос: «Кто изобрел лифт в 18 веке?» Отис Элиша Грейвс – вот имя этого инженера. Именно он придумал самый безопасный подъёмник в мире. За свою жизнь американец сменил много профессий: строил кареты, трудился на лесопилке, был чернорабочим, служил на фабрике мебели. Именно здесь его попросили сделать подъёмник для доставки пиломатериалов на второй этаж. Во время работы над данным проектом Грейвс и придумал своё изобретение.
До Отиса трос крепился непосредственно к кабине, а Элиша зафиксировал его с помощью упругой пластины-рессоры из стали. По бокам подъёмника изобретатель установил зубчатые рельсы. Даже под весом пустой платформы сама пружина легко выгибалась и проходила между ними. Если же канат обрывался, то пружина распрямлялась и застревала своими концами в зубцах рельсов, не давая кабине упасть. Тот, кто изобрел лифт до Элишы, даже и мечтать не мог о подобной системе безопасности.
Компания «Отис» — краткая история успеха
На протяжении нескольких столетий многие талантливые безвестные механики и изобретатели совершенствовали механизм подъемных устройств. И только в конце XIX века в Нью-Йорке появилась конструкция, названная пассажирским лифтом. Изобрел пассажирский лифт Э.Дж. Отис в 1854г. Вернее, он первымразработал и установил устройство, которое останавливало конструкцию в случае обрыва тросов. В вертикальной шахте устанавливались две зубчатые рейки со свободно вращающимися шестернями. При натяжении тросов шестерни способствовали движению кабины; если же натяжение ослабевало, то мощные пружины включали тормоз и шестерни прекращали вращение, что приводило к полной остановке кабины. Это было первое в мире устройство безопасности подъемных механизмов.Отис открывает собственное предприятие по производству пассажирских подъемников. В 1857г. его изобретение было установлено в универсальном магазине. Однако смельчаков, которые бы желали подняться на лифте, не оказалось. Для того чтобы убедить людей в безопасности, изобретатель сам встал на платформу, груженную тяжелыми бочками, и поднялся на высоту 10м. Затем Отис дал команду ассистенту перерубить тросы. Техника не подвела – страховочный механизм надежно сработал, кабина остановилась. Следующий день для фирмы Отиса стал знаменательным – ее засыпали заказами. Первый безопасный лифт начал функционировать 27 марта 1857 года в «Э. В. Ховот энд компании» в городе Нью-Йорк. В последующие несколько лет такие лифты были установлены в большинстве высотных зданий Чикаго, Нью-Йорка и других крупных городах.
Фирма «Отис»
После смерти Отиса в 1861 году его сыновья основали в 1867 году компанию «Otis». Уже в 1873 году более 2 тыс. лифтов этой компании было установлено в офисах, гостиницах и универмагах США. В 1878 году был установлен первый пассажирский гидравлический лифт Otis. В 1889 году компания разработала лифт с электрическим приводом. В дальнейшем такими лифтами были оснащены небоскрёбы, в том числе Эмпайр-стейт-билдинг, Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и другие высотные здания.
Наши дни
В наши дни компания Otis является мировым лидером по производству лифтов и эскалаторов. Большое число их установлено и в России.
КОММЕНТАРИИ
Написать комментарийКомментарий
<текстареа class="текстареа-sm" id="comment" name="comment"> ЭТО ИНТЕРЕСНО
Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом
ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ
ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы
Всё видео
текстареа>
Совершенствование конструкции
В 1851 году Вильям Армстронг (инженер) придумал гидравлический аккумулятор. Это устройство увеличивало и обеспечивало постоянство давления при подаче воды в цилиндр. Конструкция аккумулятора была несложной. Вертикальный цилиндр (диаметр плунжера — 40-45 сантиметров) поддерживал ящик из стали, наполненный гравием или камнями. На самом деле в подъёмнике Армстронга присутствовали все ключевые компоненты современного гидравлического лифта. Это и гидроаккумулятор, и мультипликатор, и гидроцилиндр плунжерного типа. Европейские инженеры поставили перед собой только одну задачу. Они решили усовершенствовать конструкцию подъёмников с плунжерным гидроцилиндром прямого действия. Первый подобный лифт появился в 1849 году в Англии. Его установили в отеле «Осмастон Манор». А уже к середине 60-х такой гидравлический пассажирский подъёмник стали использовать все крупные гостиницы Англии.
Америка и Англия
В 1800 году в качестве привода для подъёмника впервые применили паровую машину. Это случилось в Америке на одной из шахт, где добывали каменный уголь. Её владелец быстро понял, что применение паровой машины в разы увеличит скорость подъёма угля и существенно повысит эффективность производства. С этого времени началась эпоха рыночной эксплуатации лифтов. В экономическом плане пользоваться подъёмниками стало выгодно. Уже в 1835 году промышленные предприятия Англии стали применять грузовые паровые лифты.
Эскалатор
В 1900 компания «Otis» продемонстрировала на Всемирной Парижской выставке свой первый ступенчатый эскалатор, созданный для общественного пользования американским изобретателем Чарльзом Д. Сибергером. В 1910 году Сибергер продал права на своё изобретение компании «Otis».
Франция
В 1743 г. в Версальском дворце Людовика XV соорудили пассажирский лифт. Устройство создавалось только с одной целью: монарх мог на нём без особых усилий подняться в верхние апартаменты, где жила его любовница.
Гидравлический подъёмник
Но у новых устройств имелся один серьёзный недостаток. Нужно было регулярно поддерживать эксплуатацию паровой машины. Это не создавало особых проблем на шахтах, где лифт использовали постоянно. Но на обычных предприятиях, где подъёмник эксплуатировался эпизодически, по этой причине возникала масса неудобств. А в жилых домах вообще не устанавливали паровые лифты из-за их чрезмерной шумности. Отчасти проблему решили в 1845 году. Американский изобретатель Вильям Томпсон придумал первый гидравлический подъёмник. В его конструкции тоже присутствовали недостатки, так как требовался источник давления в жидкости. Для этого вновь использовали паровую машину. Только теперь её можно было расположить удалённо от места установки лифта. А сама жидкость подавалась под высоким давлением по трубопроводу. В то время в ряде городов уже использовали централизованные системы водопровода. Но из-за низкого давления, не превышавшего 0,38 МПа, они были непригодны для подъёмников Томпсона.
Кто изобрел лифт в России?
В 1795 году в Петербурге, в коридорах Зимнего дворца, можно было наблюдать тучного увальня А. Безбородко. Канцлер находился в несвойственной для себя экзальтации и возбуждении. Позже выяснилось, что Безбородко «взлетел» в «самоподьёмном кресле» в царские апартаменты. Как раз оно и было прообразом устройства, которому посвящена данная статья.
Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: «Кто изобрел лифт в России?» Это был выдающийся изобретатель Иван Кулибин. Его подъёмный механизм запускался с помощью одного либо двух человек: по ходовым винтам, которые были установлены вертикально, двигались специальные гайки, поднимавшие площадку с кабиной. Это устройство стало любимым развлечением дворцовой челяди и высших сановников. Подъёмник Кулибина был первым пассажирским лифтом, построенным в Российской империи.
«Отис Элеватор»
Вскоре Грейвс открыл свою компанию Otis Elevator. Продаваемые подъёмники он называл самыми безопасными лифтами в мире. В 1854 году, чтобы увеличить сбыт своей продукции, Отис придумал рекламный трюк. В Нью-Йорке, в одном из выставочных залов с высоким куполом (12 метров), изобретатель разместил между двумя опорами подъёмную платформу. На вершине конструкции стоял помощник Отиса с длинным мечом в руке. Сам Грейвс в цилиндре и смокинге находился на платформе среди ящиков и бочек. Когда лифт при помощи паровой машины поднимался на самый верх, ассистент по команде Элишы обрубал канат. Платформа падала вниз, но через пару метров со страшным скрежетом срабатывала автоматика и останавливала её. Зрители рукоплескали тому, кто изобрел лифт. Элиша Грейвс Отис снимал цилиндр и раскланивался во все стороны.
Компания «Отис»: XIXвек
В 1861 году Отис умер. Но его последователями стали сыновья, которые в 1867 году стали основателями компании «Отис». До 1873 года компания установила в гостиницах, универмагах и офисах США более 2-х тысяч лифтов.
Но технологии идут в ногу со временем и в 1878 году компания «Отис» вводит в эксплуатацию первый гидравлический лифт, а в1889 году – лифт с электрическим приводом. Такие лифты и по сей день устанавливают в небоскребах и многих высотных домах.
1890 год положил начало строительству небоскребов и лифт входит в практику домостроения. По мнению специалистов, небоскребы появились только благодаря созданию безопасных подъемников.
1900 год. Всемирная Парижская выставка во Франции. Компания «Отис» демонстрирует первый ступенчатый эскалатор, Этот эскалатор появился благодаря американскому изобретателю Чарльзу Д. Сибергу. Компания «Отис» в 1910 году купила права на его изобретение и на долгие годы стала фактически монополистом по производству эскалаторов.
Лифты-трудяги
В 1800 г. американский шахтовладелец в качестве привода для подъёма лебёдочного лифта в шахте приспособил паровую машину. Его примеру вскоре последовали многие промышленные предприятия. Для подъёма людей на платформах монтировали закрытые кабины. Но лебёдочные лифты были небезопасны — канаты и даже стальные тросы быстро изнашивались и рвались, роняя поднимаемые платформы. Люди боялись лифтов, что препятствовало развитию пассажирского лифтостроения.
При пожаре вызывайте пожарных, а не лифт!
И все-таки лифты иногда падают. Причиной тому не недостатки конструкции, а грубые нарушения мер безопасности. Пожар в Останкинской телебашне — типичный пример. Лифт использовался во время пожара, и из-за высокой температуры оборвались и трос ограничителя скорости, и все тросы тягового каната.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пожар — это та ситуация, когда пользоваться лифтом категорически запрещается. Из-за задымления и высокой температуры у старых лифтов может «сойти с ума» система управления, и тогда лифт либо остановится в шахте, либо распахнет двери на горящих этажах. Новые лифты гораздо умнее: при пожаре они спускаются на нижний этаж, открывают двери, выпуская пассажиров, и больше не реагируют на внешние команды. Конечно, систему управления можно «обойти» (что и было сделано при пожаре в Останкино), но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Даже остановленный или неработающий лифт в случае пожара может быть опасен. Лифтовая шахта служит хорошим источником «тяги» для огня, а ядовитый дым через шахту может попасть на еще не горящие этажи. Именно поэтому пожарной безопасности современных лифтов уделяется огромное внимание. В случае пожара, например, в шахте создается «воздушный подпор» — избыточное давление воздуха, противостоящее тяге и проникновению дыма, а материал внешних дверей лифтов расплавляется, герметично «запечатывая» шахту.
Но из любого правила есть исключения. Как рассказали нам в компании Schindler, в некоторых офисных зданиях, гостиницах и высотных жилых домах иногда ставят специальный «пожарный» лифт. Его можно и нужно использовать при пожаре — на нем ездят пожарные команды. Отличается такой лифт тем, что все двери у него огнеупорные (на этот счет есть специальный сертификат РФ). Когда в него входит пожарный расчет, они используют специальный ключ, который переключает такой лифт в пожарный режим: игнорируются любые вызовы с этажей, кабина подчиняется только командам тех, кто внутри. Еще одна интересная особенность: когда кабина прибывает на нужный этаж, двери не открываются автоматически. Только команда из кабины может их открыть. А еще в таких лифтах есть люк на крышу. По нему в случае необходимости пожарный расчет может попасть в шахту подъемника.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Королевская роскошь
В XVII в. французский изобретатель Ф. Вилайер придумал ручной лебёдочный лифт «летающий стул», подобный лифт появился и в английском Виндзорском замке. В России лебёдочные лифты появились при Петре I. Но грузная императрица Екатерина II не доверяла прочности канатов, и в 1795 г. русский изобретатель Иван Петрович Кулибин в Зимнем дворце установил для неё винтовой лифт-кресло.
Победа над страхом
Страх перед лифтами победил американский инженер Элиша Отис, придумав ловители, удерживающие кабину лифта при обрыве троса. Для привлечения внимания к своему изобретению Отис провёл рекламный трюк. В 1854 г. на выставке в Нью-Йорке Отис поднимался на платформе своего лифта на высоту 12 м, и его помощник мечом перерезал подъёмный трос.
Падающую платформу тут же останавливали ловители, и невредимый Отис раскланивался перед восторженной публикой. Реклама сработала, и Отис в 1857 г. установил свой первый безопасный лифт в 5-этажном магазине на Бродвее. Этот лифт стал скорее аттракционом, чем практичным транспортным средством: он поднимал не больше 5 пассажиров, добираясь с первого на последний этаж больше четверти часа.
Безопасный лифт Отиса. Вал (1) лебёдки (2) крутила паровая машина, установленная в подвале здания. Стальные тросы (3) с помощью системы блоков (4) поднимали и опускали кабину (5) лифта. Кабина ходила между зубчатыми рейками (6). Трос крепится к упругой стальной пружине — рессоре (7) внутри кабины. Пружина, выпрямляясь под тяжестью кабины, не касалась зубцов. Если трос обрывался (8), освободившаяся пружина (9) изгибалась и застревала в зубцах реек (10), удерживая кабину от падения.
Источники
- http://energy-lift.ru/articles/iz-istorii-sozdaniya-liftov/
- https://FB.ru/article/286883/kto-izobrel-lift-i-kogda
- https://www.peoplelife.ru/216512
- https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/lift_otisa.html
- https://www.techinsider.ru/technologies/8594-lovitel-liftov-elayshu-otisa-proslavil-tormoz/