Корабль Васа — шведский Титаник XVII века — Men’s log

Предыстория флагмана Васа

В наследство от свое­го отца, короля Карла IX, Гус­тав II Адольф получил доволь­но большой, но изрядно по­трепанный флот. При этом Швеция стремилась к кон­тролю над Балтийским мо­рем. В 1520-х годах экономи­ческая ситуация в стране зна­чительно улучшилась, появи­лась возможность пригласить голландских кораблестрои­телей, которые в те времена считались самыми искусны­ми.

К 1525 году было построе­но 25 новых боевых кораблей, и король призвал затопить еще один — самый большой и красивый. Он был задуман как «машина войны» и дол­жен был стать воплощением шведского господства на Бан­тике. Густав II Адольф назвал его в честь своего знаменито­го деда, короля Густава Васы, и лично контролировал строи­тельство, внося свои измене­ния и дополнения.

Отели Стокгольма рядом с кораблем «Васа»

Посмотреть все отели (32)

Story Hotel Riddargatan, part of JDV by Hyatt Story Hotel Riddargatan, part of JDV by Hyatt
 
Radisson Collection, Strand Hotel, Stockholm Radisson Collection, Strand Hotel, Stockholm
 
Hotel Gamla Stan, BW Signature Collection Hotel Gamla Stan, BW Signature Collection
 
City Apartments Stockholm City Apartments Stockholm
Hôtel Reisen in The Unbound Collection by Hyatt Hôtel Reisen in The Unbound Collection by Hyatt
 
Lydmar Hotel Lydmar Hotel
 

Королевский флагман Васа

К лету 1628 года построй­ка «Васы» в целом заверши­лась. Это был один из самых больших и красивых кораблей своего времени. Три его мач­ты могли нести 10 парусов. От киля до верхушки мачты было 52 м, длина составляла 69 м, водоизмещение — 1 210 т. На борт корабль мог взять 145 матросов и до 300 солдат.

Кроме того, он строил­ся в эпоху барокко — роман­тического мироощущения и экспрессии. Его корпус укра­шали 700 ярко расписанных и даже позолоченных фигур и барельефов. Там были ле­гендарные шведские коро­ли и Геркулес, сказочные гри­фоны и русалки, римские им­ператоры и трубящие анге­лы, воины и смеющиеся чер­ти…

Шведский король Густав II Адольф. Годы жизни 1594-1632 г.г.

Шведский король Густав II Адольф. Годы жизни 1594-1632 г.г.

Главные скульптуры были покрыты золотом, как, на­пример, огромные львы на носу длиной 3,5 м — симво­лы королевской власти. При этом корабль оснастили по последнему слову военно-морской техники: на двух ору­дийных палубах установи­ли шесть мортир и 64 брон­зовые пушки весом под тон­ну каждая. Ни один из других шведских кораблей не имел столько тяжелых орудий. Все это устрашающее великоле­пие вместе с белоснежны­ми парусами и яркими фла­гами должно было произво­дить магическое и ужасаю­щее впечатление на врага.

Катастрофа Васа

Первым пунктом назна­чения была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокголь­ма. Погода в тот день была в целом хорошей, и на бе­регу собралась толпа горо­жан, следивших за отплыти­ем корабля, на борту которо­го находились около 100 чело­век экипажа, а также члены их семей, включая детей. По та­кому торжественному случаю их было позволено взять с со­бой в первое плавание через шхеры.

Перед отплытием адми­рал по правилам того време­ни провел испытания корабля на устойчивость: 30 матро­сов перебегали от одного бор­та к другому и обратно. Но по­сле третьей перебежки адми­рал прекратил проверку: ко­рабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала.

Первые полмили «Васу» вытягивали с помощью яко­рей — их вывозили на шлюп­ках, а затем к ним подтягива­ли сам корабль. Потом подня­ли паруса, и красавец, отсалю­товав собравшимся бортовым залпом, отправился в свое первое и последнее плавание.

Ветер в тот день был поры­вистым, и первое же сильное дуновение заставило «Васу» накрениться. Но затем парус­ник выровнялся и прошел еще примерно 1 300 м до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. В 100 м от остро­ва новый порыв ветра опять накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, гроза Балтики лег на борт и начал тонуть.

Матросы с других кораб­лей на парусных и гребных лодках тут же прибыли на ме­сто катастрофы, но «Васа» уже почти полностью ушел под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать из воды уце­левших. По разным оценкам, погибло от 50 до 80 человек.

Водолазы XVII века

В течение нескольких лет предпринимались неоднократные попытки подъема «Васы». Корабль пытались даже вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до ме­ста катастрофы было не бо­лее 100 м. Однако успехом эта операция не увенчалась. Хотя подводный вес корабля был невелик, он слишком погряз в иле.

Но не так был ценен сам корабль, как 64 дорогие бронзовые пушки, ушедшие на дно вместе с ним. Про­блема заключалась в том, что «Васа» затонул практиче­ски неповрежденным и что­бы поднять пушку на поверх­ность, водолазы, исполь­зуя для вдоха воздушный ко­локол, должны были в холо­де и полной темноте фактически вручную снять с лафе­та орудие весом в тонну и вы­тащить его наружу через пу­шечный порт.

Напомним, что на дворе был XVII век! Это ка­жется невероятным, но водо­лазы справились с этой слож­нейшей работой: в течение 1664-1665 годов с «Васы» были подняты 53 пушки:

Корабль Васа. Вторая жизнь

В середине XX века швед­ское правительство решило поднять и сам корабль. Предлагались различные вари­анты. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а ког­да она всплывет, отбуксиро­вать на мелководье. Или за­полнить трюмы шариками от пинг-понга, которые и под­нимут корабль.

Но в итоге решили промыть под корпу­сом корабля шесть каналов, пропустить через них тросы и поднять «Васу» на понто­нах. Для этого понадобились 3 года подготовки, 18 подъемников и группа лучших во­долазов Швеции. В августе 1959 года корабль был готов к подъему. Сначала оторвали корпус со дна и отбуксиро­вали ближе к берегу, оставив его на глубине 15 м. Затем в течение 2 лет водолазы заты­кали тысячи отверстий от вы­павших и проржавевших бол­тов и креплений, укрепляли корму, закрывали пушечные люки.

24 апреля 1961 года на­ступил долгожданный момент подъема — из-под воды по­казались верхние надстрой­ки корабля, пролегавшего на дне три с лишним века!

Путь наверх

Спасителем «Васы» оказался человек, не связанный с государством и не имевший никаких корыстных интересов. Новый главный герой эпопеи шведского гиганта — Андерс Франсен. 38 лет, инженер, специалист по нефтянке, фанат-энтузиаст парусного флота. И морской археолог. В 1950 году он составил список затонувших кораблей, которые, как он считал, можно отыскать на дне.

Андерс Франсен. Фото © Regalskeppe Vasa.se/The Royal Warship Vasa

Где точно затонул «Васа», уже было непонятно. Поиски начались в 1953 году, и раз за разом археолог-любитель вытягивал пустой лот. Погоня за призраком, ловля миража, бессмысленные попытки найти давно развалившийся корабль из легенд.

25 августа 1956 года пробоотборник вытянул кусочек дубовой обшивки. В сентябре на место отправилась водолазная команда шведского флота. Она обнаружила затонувший старинный парусный корабль с двумя орудийными палубами. Это был «Васа». Корабль лежал на дне почти в вертикальном положении, погрузившись в ил.

Фото © Regalskeppe Vasa.se/The Royal Warship Vasa

Франсен принялся звонить во все колокола и сумел убедить подключиться к подъёму и восстановлению флагмана и морской флот, и Национальный морской музей, и частные компании. Однако теперь предстояло придумать, каким образом извлечь «Васу» на свет божий.

Корабль три с лишним века провёл на дне. Если просто вытащить его, дерево не выдержит. Выбрали наиболее реалистичный вариант. Сначала под днищем корабля проложили шесть каналов. Их водолазы промывали в грязи, подавая под днище «Васы» воду под высоким давлением с помощью гидромониторов. При этом водолазы шли на настоящий риск: вскоре им пришлось забираться внутрь каналов и работать в темноте, в то время как сверху над ними нависал многотонный корпус корабля.

Сквозь проделанные каналы пропустили тросы. Затем с величайшей осторожностью «Васу» приподняли на понтонах и повели ближе к берегу. Со дна до участка, где глубина составляет всего 15 метров, «Васу» буксировали неделями. 

24 апреля 1961 года. «Васа» впервые за 333 года находится выше, а не ниже водной поверхности. Наверху его встречает толпа, более многочисленная, чем та, что провожала его в XVII веке. Теперь предстояло по возможности восстановить облик легендарного корабля в том виде, в каком он вышел в свой первый и последний рейс. «Васу», как величайшую драгоценность, бережно буксируют в сухой док. Откачивают воду и грязь. Корабль сохранился на удивление хорошо, спасти удалось даже значительную часть такелажа. На дне всё ещё ведутся работы. Место крушения «Васы» — мечта археолога. Вода пощадила множество разнообразных деталей, вещей членов команды, корабельных припасов.

Фото © Regalskeppe Vasa.se/The Royal Warship Vasa

Сам корабль содержит море самых разнообразных сокровищ. Инструменты, одежда, обувь, монеты, оружие, навигационные приборы, медицинский инвентарь, остатки провианта, запчасти.

Для «Васы» строится специальный док. Корабль ведут туда и ежесуточно поливают полиэтиленгликолем, чтобы сохранить дерево от усадки. Отдельные части и скульптуры обрабатывали в специальных ваннах.

Уже в феврале 1962 года первые туристы смогли посмотреть на корабль. Правда, тогда им приходилось смотреть на судно, залитое раствором, в тумане из консервирующей взвеси. Требовалось строго блюсти температурный режим и поддерживать необходимый уровень влажности. 

Тем временем велась отдельная титаническая работа по поиску места для частей, найденных отдельно от корабля, — от просто крупных обломков до сохранившихся целиком декоративных фигур. В общей сложности отдельных деталей насчитывалось более 13 тысяч. Корабль представлял собой титанический пазл. Однако итог усилий впечатляет: сегодняшний «Васа» в основном состоит из оригинальных элементов. 

Среди находок оказались мрачные — останки членов экипажа. Покойников — около двух десятков человек — перезахоронили на берегу.


Dan Lundberg

» />

Андерс Франсен умер в 1993 году в возрасте 75 лет, почётным доктором Королевского технологического института. А корабль «Васа» до сих пор можно увидеть в Стокгольме. 

Евгений Норин

  • Статьи
  • флот
  • швеция
  • История
  • Отзывы туристов

    Добавить отзыв

    • 61
    • 63
    • Июнь 2018


    Турист Олег Иванов (iffoneoff)
    Я подарю тебе город

    • 38
    • 32
    • Август 2013


    Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
    Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

    • 43
    • 37
    • Сентябрь 2005


    Турист Maksim S. (097mcn)
    В Стокгольм на «Королеве Балтики»

    Музей корабля Васа

    Корпус корабля хорошо сохранился благодаря тому, что в слабосоленой воде хо­лодного Балтийского моря не водится ракушка-древоточец, которая съедает дерево в теп­лых южных морях. Тем не менее, реставраторам пришлось решать сложнейшую пробле­му — ни у кого в мире не было опыта консервации столь большого объекта.

    Корабль Васа - шведский Титаник XVII века

    Корабль Васа – шведский Титаник XVII века

    Для него построили специальный кры­тый док, восстановительные работы шли почти 20 лет. Про­блема была в том, что дерево, пролежавшее долгое время в воде, при высыхании сжима­ется, трескается и разруша­ется. Чтобы избежать этого, корпус в течение 18 лет посто­янно орошали полиэтиленгли­колем.

    Сегодня корабль на 95% состоит из подлинных ча­стей и доступен для осмот­ра в огромном крытом Му­зее корабля «Васа». Это един­ственный в мире практически полностью сохранившийся ко­рабль XVII века.

    Информация о корабле Васа

    ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСТРОЕН КОРАБЛЬ ВАСА?

    Корабль был заказан шведским королём Густавом II Адольфом и строился в Стокгольме с 1626 по 1628 год. В строительстве принимало участие примерно 400 человек. Длиной в 69 метров, высотой от киля до клотика в 52 метра и весом в 1200 тонн корабль был оснащён тремя мачтами и десятью парусами. Этот 64-х пушечный корабль должен был быть флагманом шведского флота.

    КАТАСТРОФА

    10 августа 1628 года, Васа отчалил от набережной около дворца Tre Kronor, где он брал на борт амуницию и экипаж, отправившись в своё первое плавание. Пушечные порты были открыты, из расчехлённых пушек был дан салют. Огромный корабль медленно выходил из гавани, но после нескольких сильных порывов ветра, он сильно накренился. Через открытые пушечные порты вода хлынула в корпус корабля и Васа пошёл ко дну. Из 150 человек, находившихся на борту корабля, погибло как минимум 30. Только через 333 года Васа вновь увидел дневной свет.

    ПОЧЕМУ ЗАТОНУЛ КОРАБЛЬ ВАСА?

    В XVII веке ещё не были известны теоретические расчёты устойчивости и корабли строились исходя из опыта кораблестроителя. В случае введения технических новшеств, как например в случае корабля Васа — применение тяжёлой артиллерии на двух пушечных палубах, был необходим определённый опыт. Центр тяжести корабля оказался выше критической точки и Васа не смог выпрямиться после крена.

    ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ КОРАБЛЬ

    Инженер Андерш Франзен уже ребёнком был очарован рассказами о старинных кораблях, затонувших в Стокгольмском архипелаге. По собственной инициативе, исследуя документы XVII века, летом 1954-56 годов Франзен искал корабль Васа, прощупывая дно моря при помощи ручного лота, спускаемого на тросе с моторной лодки. 25 августа 1956 года он и водолаз Пер Эдвин Фэльтинг, исследуя дно около острова Бекхольмен, обнаружили скопление дубовых брёвен, оказавшихся частью корпуса затонувшего корабля. Васа был найден!

    ”САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ ПАЗЛ”

    Осенью 1957 года начались работы по подъёму корабля. Под его корпусом водолазы промыли туннели для протяжки канатов. 24 апреля 1961 года корабль появился на поверхности воды. Вместе с ним было поднято около 14 000 деревянных частей. Корпус корабля и все детали были законсервированы по отдельности а затем установлены на штатные места на корабле являя собой титаническую работу, напоминающую сборку гигантского пазла.
    В настоящее время корабль Васа позволяет нам более подробно узнать о жизни того периода. Одновременно проводятся научно-исследовательские работы по дэндрологии, остеологии а также сохранению корабля. Целью работ является сохранение корабля Васа для будущих поколений.

    Более подробная информация о корабле Васа, научно-исследовательской работе музея и методах консервации на английском языке:

    For further information please visit the English version of our website

    Webbplatsen

    • <>Webbkarta
    • <>Tillgänglighetsredogörelse
    • <>Om webbplatsen
    • <>Cookies
    • <>Behandling av personuppgifter

    Genvägar

    • <>Press
    • <>Bransch
    • <>Visselblåsartjänst

    Отзывы с FOURSQUARE


    Наталияапрель 2019
    Красивый музей, но долго здесь делать нечего. Поохали, поахали, фото на память и можно уходить)
    Екатеринамарт 2019
    Стабильный Wi-Fi, можно слушать аудиогид. От терминала Viking line добраться за 15 минут можно на прогулочном пароме, билет продается на судне..
    Artemiyмарт 2019
    Корабль какой он был в 17 веке, вернее максимально сохранен..
    Александрфевраль 2019
    Отличный музей. Очень советую подключиться к вай-фаю, зайти на сайт музея и параллельно осмотру слушать аудиогид на русском — очень качественный и интересный.
    Алинаянварь 2019
    Билет для взрослых 150 SEK.
    Vladislavноябрь 2018
    Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев..
    ?Olgaиюль 2018
    Замечательный музей. Старинный корабль, подняты со дна моря. Минус — нет экскурсовода.
    Alexanderмай 2018
    Один из лучших музеев в Стокгольме. Корабль шикарен.
    Ketапрель 2018
    Замечательный и очень интересный музей для посетителя в любом возрасте!.
    Аленафевраль 2018
    Второй раз здесь! )это просто шедевр! Хочется здесь ходить и ходить. Уникальные экспонаты, эксклюзивный музей!.
    Дмитрийянварь 2018
    Старый корабль как в пиратах Карибского моря)tripadvisor
    Смотреть отзывы на

    Куда сходить и что посмотреть в Стокгольме

    Достопримечательности
    Достопримечательности (21)
    Храмы, соборы, мечети (21)
    Смотровые площадки (1)
    Замки, дворцы (4)Музеи и галереи
    Галереи (1)
    Музеи (32)Где поесть и выпить
    Рестораны и кафе (12)Развлечения
    Парки развлечений (1)Парки и зоны отдыха
    Парки (1)Транспорт
    ЖД вокзалы (1)
    Автовокзалы (1)
    Порты (10)
    Аэропорты (4)Магазины и рынки
    Рынки (1)
    Магазины и ТРЦ (34)Другое
    Туристические офисы (6)

    Невиновные виновные

    Следственная комиссия виновных не нашла. Выяснилось, что капитан и экипаж были трезвы, пушки закреплены согласно артиллерийскому корабельному уставу, балласт загружен пра­вильно и в достаточном количестве. Судостроители также до­казали, что все параметры корабля соответствовали «королев­скому проекту», который предусматривал большое количество пушек.

    Однако для этого были построены две дополнитель­ные палубы, в результате чего недопустимо увеличился вес ко­рабля, центр тяжести оказался слишком высоко, ухудшилась устойчивость, возросла боковая парусность. Все это и приве­ло к его заваливанию от порыва ветра. Выходило, что именно король Густав II сделал его непригодным. К чести монарха, он сам это понял, поэтому никого не наказали.

    Кстати, в те годы военные корабли старались оснастить мак­симальным количеством пушек, а это ухудшало устойчивость. Так, в конце 1620-х годов Швеция потеряла 15 боевых кораб­лей — и только два из них в бою. Остальные затонули из-за ошибок при проектировании и строительстве.

    Как добраться до музея корабля «Васа» в Стокгольме

    Корабль расположен на музейном острове Юргорден в самом центре города. Ближайшая остановка общественного транспорта называется «Nordiska museet/Vasa», до нее ходят трамваи № 7, 7N и автобус № 67. Расположена она непосредственно рядом с музеем. Если вы передвигаетесь по городу на метро, то вам нужна станция «Karlaplan». Далее около километра пешком до музея, можно ориентироваться по торчащим мачтам корабля.

    Если вы путешествуете на личном или арендованном автомобиле, то рядом с музеем есть платная автостоянка на 100 машиномест. Имейте в виду, что в разгар туристического сезона парковка будет переполнена.

    Еще один способ добраться — это такси. В Стокгольме можно воспользоваться мобильными приложениями Taxi Stockholm, Topcab, Uber X.

    Видео о Музее корабля «Васа»:

    Нашли неточность? Сообщите нам.

    На дне морском

    Под стражу взяли всех, причастных к катастрофе, включая капитана Ханссона. Король рвал, метал и собирался примерно покарать виновных. Однако во время разбирательства выяснилось, что спрашивать не с кого. Хюбертссон умер, и сказать ничего не мог. Капитан Ханссон уверял, что сделал все как полагается, и то же самое утверждали все выжившие члены экипажа. Ни один матрос или офицер не был пьян, вооружение и груз были размещены и закреплены надлежащим образом. Оставался возглавлявший строительство после смерти Хюбертссона корабел Якобсон – тоже голландец. Однако его доводы звучали вполне разумно и даже могли привести к конфузу. «Васа» достраивался по расчетам Хюбертссона и в полном соответствии с ними. А габариты утвердил и даже предписал лично король… Дело кончилось тем, что никого не признали виновным, а ответственность возложили на Божий промысел.

    Казалось бы, тут-то все и закончилось. В действительности история «Васа» только начиналась.

    «Васа» сам по себе был исключительно дорогим кораблем, однако на нем еще оставались драгоценные пушки. Поначалу огромные мачты флагмана торчали над поверхностью воды, служа неплохим ориентиром. Первую попытку достать корабль со дна предприняли сразу же после гибели. Корабль пытались зацепить якорями и выволочь из воды, однако все эти усилия привели только к тому, что «Васа» еще плотнее засел в грязь на дне. Уже в наше время некоторые из этих якорей нашли на погибшем корабле. Пока суд да дело, Густав Адольф успел уехать на Тридцатилетнюю войну в Германию, и на излете очередной героической кампании погиб на туманных саксонских полях. А корабль, построенный его волей и утонувший его небрежением, по-прежнему пытались вытащить на твердую почву.

    Величественный неудачник. Корабль его величества «Васа»

    В 1663 году Альбрехт фон Трейлебен попытался использовать для подъема пушек «Васа» водолазный колокол. Такое устройство использовали не впервые, однако в случае с погибшим флагманом задача водолазов была безумно сложной. Медный колокол опускался на дно при помощи грузов, внутри на специальной платформе располагался водолаз. Благодаря воздушной подушке он мог работать под водой около получаса. Сказать, что труд такого ныряльщика был тяжелым значит ничего не сказать. В ледяной воде, не видя практически ничего, он должен был при помощи простейших инструментов своротить тяжелые пушки или подцепить какое-нибудь оборудование. Поразительно, но водолазам удалось извлечь более пятидесяти пушек. После этого шведы решили, что больше здесь ловить нечего. На техническом уровне XVII века ничего больше поделать было нельзя. «Васа» надолго остался позабыт.

    Под водой корабль медленно разлагался. Прочный дуб сохранял целостность, но металлические детали ржавели. К тому же, уже водолазы серьезно повредили «Васа» во время попыток добраться до пушек. Однако уже в 50-е годы ХХ века «Васа» вновь оказался в центре общественного внимания.

    Другие музеи Стокгольма

    )30Показать ещё (

    Источники

    • https://menslog.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B0-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA-xvii-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/
    • https://www.tourister.ru/world/europe/sweden/city/stockholm/museum/2437
    • https://life.ru/p/1032384
    • https://www.vasamuseet.se/ru
    • https://alternathistory.com/velichestvennyj-neudachnik-korabl-ego-velichestva-vasa/
    Поделиться:
    ×
    Рекомендуем посмотреть