Дидро Дени: биография, философия

Дени Дидро был интеллектуалом своего времени, французским писателем и философом. Он был наиболее известен своей «Энциклопедией», которую он завершил в 1751 году. Наряду с Монтескье, Вольтером и Руссо, он считался одним из идеологов третьего сословия во Франции, популяризатором идей Просвещения, которые, как полагают, проложили путь для Великой французской революции 1789 года.

Детство и юность

Цитаты Дени Дидро

Дени Дидро родился в 1713 году. Он родился в небольшом французском городке Лангре. Его мать была дочерью кожевника, а отец делал ножи.

Родители решили, что Дени Дидро станет священником. Для этого они отправили его в иезуитский колледж, который он окончил в 1728 году. Двумя годами ранее мальчик официально стал настоятелем. Биографы отмечают, что в этот период герой нашей статьи был крайне религиозным человеком, постоянно соблюдал пост и даже носил рубаху.

Приехав в Париж, чтобы завершить свое образование, он поступил в иезуитский колледж Людовика Великого, вскоре после этого, по всей вероятности, в образовательный институт Jansenite-d’Arcourt. Здесь он получил профессию юриста, так как отец поощрял его заниматься юридической карьерой. Предположительно, именно конфликты, возникшие между янсенитами и иезуитами, сбили его с избранного пути.

В 1732 году Дени Дидро получил степень магистра на факультете литературы Парижского университета. Вместо карьеры священника он серьезно подумывает о карьере юриста, но, следовательно, предпочитает образ жизни художника-фрилансера.

Отказ от карьеры священника

В краткой биографии Дени Дидро следует уделить внимание его личной жизни. В 1743 году он женился на Анне Туанете Чемпион, владелице белья.

При этом достоверно известно, что брак не мешал ему иметь отношения с другими женщинами. Считается, что в середине 1750-х годов у него были романтические отношения с Софи Воллан, привязанность к которым он сохранял почти до самой смерти.

После свадьбы Дени Дидро, биография которого достаточно интересна и полна всевозможных идей, сначала зарабатывал деньги с помощью переводов. В 1940-е годы работал с известнейшими произведениями Стениана, Шефтсбери, Джеймса. К этому же периоду относятся его первые самостоятельные литературные произведения. Они свидетельствуют о мужестве и зрелом уме довольно молодого автора. В 1746 году он опубликовал свои «Философские мысли», а позже — «Аллеи или прогулка скептика», «Письмо о слепых в назидание зрячих», «Скромные сокровища». Видимо, к этому моменту Дидро превратился в деиста, а вскоре и в стойкого материалиста и атеиста. В то время эти книги Дени Дидро считались вольнодумцами, за что он был арестован в 1749 году. Заключение было подано в Шато де Венсен.

Работа над «Энциклопедией»

Взгляды Дени Дидро

Дидро впервые столкнулся с работой над Энциклопедией в 1747 году. Идея бретонского столичного издателя перевести так называемый «Общий словарь ремесел и наук» на французский язык появилась несколько лет назад. Но ни один издатель не справился с этой задачей.

Дидро работал над проектом с Даламбером. В результате одному из них пришла в голову идея полностью отказаться от перевода английского словаря и подготовить независимое издание, которое было уникальным. Во всяком случае, именно благодаря Дидро работа над «Энциклопедией» приобрела размах, превративший ее в настоящий манифест Просвещения.

В следующей четверти века герой нашей статьи продолжает курировать работу над книгой знаний, которая к тому времени выросла до 17 томов некоторых статей, которые сопровождают еще одиннадцать томов иллюстраций. Даже вкратце рассматривая биографию Дени Дидро, необходимо остановиться на большом количестве препятствий, которые ему удалось преодолеть на своем пути. Помимо вышеупомянутого тюремного заключения, есть также приостановка работ по причинам, не зависящим от режиссера, кризис, который вывел Д’Аламбера из проекта, запрет на публикацию и его дотошная и скрупулезная цензура.

Только в 1772 году было окончательно завершено первое издание Энциклопедии. В его создании участвовали почти все великие умы Просвещения, находившиеся в то время во Франции: Вольтер, Гольбах, Руссо, Монтескье.

Идеи Дидро Дени

Манифест эпохи Просвещения

Результатом их совместной работы стал универсальный комплекс современных знаний. Отдельно следует отметить, что в статьях, посвященных политическим вопросам, сознательно не отдавалось предпочтение ни одной форме правления. И похвала, адресованная авторами Женевской республике, сопровождалась замечаниями о том, что такое государственное устройство возможно только для относительно небольших территорий, к которым сама Франция не принадлежит. На страницах Энциклопедии преобладал плюрализм в чистом виде, потому что в одних статьях писатели поддерживали ограниченную монархию, а в других придерживались абсолютной версии, видя в ней лишь основу социального благополучия.

При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право противостоять деспотам и что короли должны неизменно подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным и защищать веру своего народа.

«Энциклопедия» откровенно критиковала образ жизни знати. В то же время авторы статей отметили, что признают и поддерживают необходимость социальной иерархии в обществе. Они безжалостно критиковали представителей буржуазии за их тягу к должностям и карьерному росту, а также жадность, признавали финансистов паразитической частью тела третьего сословия.

Авторы «Энциклопедии» утверждали, что облегчили участь простых людей. Однако для достижения этой цели они не просили установления в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость реформ в образовании, в экономике (справедливое налогообложение, борьба с бедность).

Философские взгляды

Бюст Дени Дидро

Основные идеи Дени Дидро в области философии были сформулированы им в 1751 году в трактате «Письмо о глухонемых в назидание слушающим». В ней он рассматривает проблему познания в контексте символики слов и жестов.

В 1753 году он опубликовал «Мысли об объяснении природы», которые создал по образу и подобию работ Бэкона, споря с рационалистической философией Лейбница и Декарта. Например, он опроверг теорию врожденных идей.

Когда формировалась философия Дени Дидро, он категорически отрицал дуалистическое учение, посвященное раздвоению духовных и материальных принципов. Он утверждал, что в мире есть только материя, которая может обладать чувствительностью, и все разнообразные и сложные явления, происходящие в реальной жизни, являются результатом движения ее частиц. Подтверждение этому можно найти в цитатах Дени Дидро:

Религия мешает людям видеть, потому что под страхом вечного наказания мешает им смотреть.

Избавьте христианина от страха перед адом и заберите его веру.

Бог христиан — это отец, который очень заботится о своих яблоках и очень мало о своих детях.

Мысли о влиянии различных внешних факторов на личность также рисовались в его философских воззрениях. Среди идей Дени Дидро можно найти утверждение, что человек — это исключительно то, что может сделать из него его окружение и его воспитание. Более того, каждое его действие является необходимым действием с точки зрения общего мировоззрения.

Отношение к политике

Книги Дени Дидро

Рассматривая мировоззрение Дени Дидро, основные мысли и идеи философа и писателя, следует отметить, что по политическим причинам он был сторонником просвещенного абсолютизма, согласившись в этом с Вольтером. Дидро также отказывался доверять массам, которые считал неспособными решать государственные и нравственные проблемы.

По его мнению, идеальная политическая система — это монархия, управляемая правителем, обладающим философскими и научными знаниями. Дидро был убежден, что союз философов и правителей не только возможен, но и необходим.

В то же время его собственное материалистическое учение было направлено против духовенства. Конечной целью было передать государственную власть в руки философов.

В этом Дидро ошибался. Как видно из истории, монархи уважали философов, но не позволяли им реально влиять на практическую политику. Например, когда Дидро прибыл в Россию в 1773 году, откликнувшись на приглашение Екатерины II, они часами вели высокие разговоры, но в то же время российская императрица скептически относилась к ее планам уничтожить роскошь при дворе, направляя высвободившиеся средства на нужды потребности людей, а также организация всеобщего бесплатного образования.

За свою библиотеку Дидро получил от Екатерины крупную сумму денег, при этом ему было назначено жалованье на ее содержание.

Творчество

Биография Дени Дидро

Дидро начал активно заниматься творчеством в 1950-х годах. Он издает две пьесы: «Отец семейства» и «Внебрачный сын, или испытания добродетели». В них он категорически отвергает правила господствовавшего тогда классицизма, стремясь создать мещанскую, буржуазно-сентиментальную драму, которая соответственно преуспевает. Конфликты, возникающие между представителями третьего сословия, выходят на первый план в большинстве его произведений, описывается их жизнь, поведение в самой обыденной ситуации.

Среди его классических произведений — рассказ «Монахиня», о котором мы поговорим подробнее, романы «Племянник Рамо», «Жак-фаталист и его хозяин». Для большинства современников эти книги остаются неизвестными, поскольку автор практически не печатает их при жизни.

Стоит отметить, что все эти работы объединяет реализм, удивительная расчетливость и прозрачный и предельно ясный стиль повествования. Работы Дидро всегда было легко читать, потому что в них словесные орнаменты почти полностью отсутствуют.

В большинстве его произведений можно найти неприятие церкви и религии, приверженность гуманистическим целям, идеализированные представления о человеческом долге.

Эстетические и философские принципы, провозглашаемые Дидро, прослеживаются в его отношениях с изобразительным искусством. С 1759 по 1781 год он регулярно публиковал обзоры парижских салонов в рукописной газете своего друга Гримма под названием Letterary Correspondence. Он рассылается по подписке влиятельным князьям и монархам.

«Монахиня»

Сестра Дидро

Это одно из самых известных произведений Дидро. Он описывает развратную мораль, царящую в монастыре. В книге Дени Дидро «Монахиня» история рассказана с точки зрения молодой послушницы, не осознающей своих чувств.

Критики отмечают в этом произведении необычайное сочетание психологической истины с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает историю Дени Дидро «Монахиня» одно из лучших произведений в прозе 18 века, по крайней мере, во Франции. Кроме того, это отличный пример антирелигиозной пропаганды.

Толчком к написанию этой книги стала реальная история, которую узнал автор. В 1850-х годах тайны монастыря были раскрыты. В дореволюционной Франции церковная жизнь была одной из самых волнующих и актуальных тем.

Сама история начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, незаконнорожденного ребенка, насильно отправляют в монастырь. Та же мать на самом деле предает ее, но девочка все равно ее любит, не раскрывает секретов своего происхождения, даже если это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого он делает несколько попыток сбежать из монастыря, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается успешно.

«Племянник Рамо»

Еще одно известное произведение Дидро — роман «Внук Рамо». Многие литературоведы считают его вершиной творчества героя нашей статьи.

Сам роман был написан в форме диалога между автором и внуком композитора Рамо, очень популярного в то время во Франции. Родственник с восхищением начинает рассказывать о воровстве и паразитической жизни за чужой счет. Молодой Рамо предстает в произведении как олицетворение эгоизма, существующего в современном обществе.

Путешествие в Россию

Екатерина II, которая переписывалась и находилась в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой Энциклопедией. Едва вступив на престол, он сразу же предложил перенести издание в Россию. В этом скрывалось не только его стремление укрепить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этой работе.

Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать свою уникальную библиотеку императрице за 50 000 лир. Более того, сами книги оставались в его полном распоряжении до конца его жизни. Он стал хранителем работ в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

По приглашению Екатерины он находился в Петербурге с октября 1773 по март 1774 года. В этот период он был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Вернувшись во Францию, он написал несколько очерков о возможном вступлении России в европейскую цивилизацию. Его скептические заявления о политике Екатерины вызвали его гнев, но о них узнали в России после смерти философа.

В 1784 году он умер в Париже в возрасте 70 лет.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть