Феска — головной убор в восточных странах: описание

Еще в древности головной убор был символом власти, роскошные шляпы, кепки и парики могли позволить себе только дворяне. Чем крупнее шляпа, тем выше звание ее обладательницы. В наше время головные уборы часто ассоциируются с определенными национальностями. Тюрбан, феска, кефия, тюбетейка, афган, айшок, кокошник, бандана, башлык и многое другое. Многие виды головных уборов уже устарели и не используются в повседневной жизни, но многие мусульмане по-прежнему предпочитают носить эту вещь.

фески головной убор

Турецкий головной убор

Красный берет, сделанный преимущественно из шерсти конической формы, украшенный шелковой кисточкой, называется феской. Этот головной убор получил свое название в восточных странах, в частности в городе Фес, где его начали делать. Его носили в основном солдаты и офицеры Османской империи, но феска не была практичным головным убором для армии. Ярко-красный цвет привлекал внимание, позволяя противнику легко обнаружить цель. Из-за отсутствия козырька падающее солнце ослепляло солдат. В современном мире эти шляпы остались частью парадной формы греческой национальной гвардии. Турки до сих пор чтят историю и носят этот национальный головной убор. Неравнодушны к турецкой феске и туристы из всех стран, а на курортах Турции ходят в такой шляпе.

красная Шапка

Происхождение фески

Город Фес славился своими школами, библиотеками, университетами, он был очень культурно развит. В одном из районов этого города выросла особая ягода. Сок этой ягоды мог окрасить феску и получить особый красный цвет, поэтому у города Фес не было конкурентов в производстве этих шляп. Аналогов этой краски не было, и все мусульмане покупали этот головной убор в этом городе. Однако, когда они научились делать искусственные краски, многие другие страны начали делать эту шляпу. Центром производства этого головного убора с кисточкой стала Австрия.

головной убор в восточных странах

Описание фески

По форме этот головной убор напоминает вырезанный конус, в верхней части которого вставлена ​​черная кисть. Со временем использовались и цветные фески, расписанные вручную серебром и золотом. Женщины носили фески из красного бархата, украшали их золотыми цепями, серебряными монетами и ручной вышивкой. Этот головной убор мог быть белым, красным и даже черным, но за основу был взят красный колпак с черной шелковой нитью.

описание фески

Немного истории

Махмуд II отрицательно относился к растительности на лице, поэтому запретил мужчинам носить длинные бороды и одновременно внес изменения в армейскую форму. Раньше такой поступок не нравился солдатам и вызывал восстание янычар и смену головы. Но на этот раз избежать новой формы не удалось. Привыкшие к мешковатым брюкам и рубашке турки были удивлены новой обтягивающей формой. Многие даже сочли это неприличным. Не приветствовалась даже смена привычного головного убора, вводились головные уборы с полуцилиндрическим верхом, очень неудобные, и вскоре их заменили фески из красного фетра. Новый головной убор также оказался не самым доступным вариантом для военных.

головной убор с кисточкой

Интересные факты

Султан Махмуд не прекращал менять форму армии, он хотел как можно скорее полностью изменить жизнь в Османской империи. Он хотел приспособить свое государство к европейскому укладу. С этой целью он изменил порядок приема гостей: если сначала султан был на троне и наблюдал за происходящим, то Махмуд лично приветствовал гостей, развлекал их и говорил. В присутствии султана все должны были встать, но Махмуд также отменил эту традицию. Кабинеты министров стали напоминать современный интерьер: столы, низкие диваны и прямые стулья. Продолжая развивать город, султан построил военное училище, в котором преподавали новые материалы для армии. Учителя и ученики отличались своей формой, основным элементом которой была высокая красная феска с черной шелковой кисточкой.

Применение этого головного убора

Жители Османской империи были вынуждены носить его, потому что в 19 веке он стал частью национального костюма. Женская феска короче мужской фески и не имеет кисточки. Чтобы стать частью военной формы, этот основной блок прошел испытания, и только после утверждения его разрешили носить. Однажды было предложение пришить к феске кожаные бортики, чтобы солнце не слепило глаза солдатам. На первый взгляд, это очень полезное нововведение, но в такой конструкции молиться в нем будет неудобно. Бока не позволят вам коснуться земли лбом, а для истинного мусульманина это важно. Бытовало мнение, что ношение головного убора во время молитвы было необязательным, но однозначного ответа от религиоведов не было, поэтому это предложение было отклонено.

Бунт против фески

В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию, турки организовали бойкот всех товаров, ввозимых из Австрии, в это число входили головные уборы фески. В качестве альтернативы турки носили белую феску с малоазиатским тюрбаном, а персидские шляпы и другие головные уборы также вошли в моду. Солдаты носили цветные фески без тюрбанов. Эта красная шляпа осталась у местного Дворянства Мистического Храма, ее украсили золотым шитьем, вышитым по названию храма. Этот протест принес огромные убытки австрийским купцам. Когда паломничество в Мекку было прервано в эпоху крестового похода, паломники стали отправляться в Фес, они называли его Священным городом. Студенты университета носили светящуюся феску, паломники также носили этот головной убор. Через некоторое время северная часть Африки снова надели этот головной убор.

турецкая феска

Мустафа Кемаль

В более современной истории Турции появился политик Мустафа Кемаль, который также стал первым основателем современного турецкого государства. Он добился отмены правительства султанов, он отменил оккупационный режим, он создал совершенно новое турецкое государство, не похожее ни на что. Он активно развивал науку, турецкую письменность, создавал новые права и кодексы, тем самым добившись признания Турции в качестве официальной республики. Вся власть была теперь в его руках. Он стер многие традиции, которые существовали с древних времен, и он также был нерелигиозным человеком. Его диктатура вызвала недовольство среди населения, особенно среди верующих.

Вскоре вспыхнуло великое восстание, турецкий народ был уверен, что за восстанием стоит Англия из-за антирелигиозной позиции Кемаля. Пользуясь случаем, он объявил, что Англия представляет угрозу для турецкого народа, и был издан указ: проявление религии в любой форме считается государственной изменой. Вскоре диктатор, добившись своей цели, приступил к осуществлению плана.

Следующим его шагом был запрет на использование фески, которая была символом ислама. Сначала он снял этот головной убор с армейской формы, потом демонстративно появился в различных шапках и кепках, потом полностью заявил, что ношение фески — преступление. Казалось бы, запрет головных уборов — глупое заявление, но Мустафа Кемаль так не думал и был уверен, что этим шагом полностью искоренит старые традиции, связанные с исламом. Это вызвало бурю недовольства, но следующий шаг диктатора просто шокировал всех представителей религии. Он распустил монастыри и конфисковал их имущество.

Таким образом, в Турции до современного мира закончилась эпоха фески-шляп.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть