КАМАЗ, система охлаждения: устройство и ремонт

Система охлаждения автомобиля — самая важная структура для поддержания рабочей мощности двигателя. Для знаменитых автомобилей Камского автозавода охлаждающая жидкость колеблется в пределах 80-1200С. Учитывая, что температура двигателя достигает 220 ° C, особая важность системы охлаждения двигателя становится еще более очевидной.

Особенности и важные элементы

Автомобиль КАМАЗ, система охлаждения которого практически не отличается от классической, работает оптимально. При отклонениях двигатель автомобиля сталкивается с серьезными проблемами. Состав основных элементов системы практически такой же, как у легкового автомобиля:

  • радиатор охлаждения;
  • патрубки;
  • помпа;
  • термостаты;
  • вентилятор.

камаз 740 система охлаждения

Сразу бросается в глаза разница по сравнению с системой охлаждения некоммерческого транспорта: наличие 2-х термостатов. В основном это связано с особенностями конструкции двигателя. V-8 имеет две наклонные головки блока цилиндров меньше 900 (отсюда и название). Следующая отличительная особенность — жалюзи на радиаторе охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и позволяют двигателю быстро прогреться.

В систему охлаждения (КАМАЗ 740) входит гидравлическая муфта вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать скорость вращения вентилятора, тем самым интенсивно охлаждая двигатель.

Схема работы системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, с помощью которой легко представить и понять основные рабочие моменты. На рисунке хорошо видно, что система охлаждения автомобиля закрытая с принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения определяется водяным насосом (30). Охлаждающая жидкость сначала поступает в полость левого ряда цилиндров, а затем по трубопроводу в полость правого ряда цилиндров.

камаз система охлаждения

После того, как жидкость прошла через головки блока цилиндров, она естественно нагревается. Следующим по пути будет термостат (17). Здесь в зависимости от степени нагрева жидкость будет возвращаться в насос (кружок) или в радиатор охлаждения (10). Радиатор (обычно 3 или 4 ряда) активно охлаждает антифриз и замыкает большой круг, направляя охлаждающую жидкость в сторону помпы.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена ​​на рисунке. Также имеется расширительный бак (21) с крышкой (22) и клапан контроля уровня жидкости (20). Узел вентилятора сцепления (9) регулирует скорость и направление потока охлаждающей жидкости. Загорается при температуре 85С. В целом температура антифриза при работе двигателя должна поддерживаться в пределах 85-900С. Для улучшения направления воздушного потока, проходящего через вентилятор, предусмотрен диффузор. При превышении температуры жидкости в системе охлаждения (980С) загорается сигнальная лампа на панели приборов.

Слабые места системы охлаждения

Для начала давайте посмотрим, что вообще может случиться с системой охлаждения грузовика. На самом деле проблем не так уж и много:

  • поток;
  • переохлаждение;
  • перегрев антифриза;
  • попадание охлаждающей жидкости в масляную систему.

камаз система охлаждения

Вытекание антифриза происходит в основном через фитинги труб и, наконец, из-за разрушения (скрипа) резиновых трубок. Поэтому одним из слабых мест системы являются трубы. КАМАЗ, система охлаждения которого не работает должным образом, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь при падении уровня охлаждающей жидкости увеличивается общий нагрев системы. Здесь недалеко до перегрева. Для устранения течи важно все тщательно затянуть и поставить под давление всю систему.

Второе слабое место — термостаты. При выходе из строя этого элемента возможен как перегрев, так и переохлаждение двигателя. Это зависит от положения, в котором клапан заблокирован. Если термостат открыт, жидкость «ходит» по радиатору по большому кругу. Если двигатель холодный, это предотвращает его прогрев. Если заслонки также открыты, двигатель может быть переохлажден.

Если термостат закрыт, антифриз не попадает в радиатор и довольно быстро нагревается при горячем двигателе. На время спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения перестает справляться, и сначала перегревается антифриз, затем двигатель.

Третьей слабой стороной станет вентилятор охлаждения со сцеплением. В случае сбоя система не активируется для пассивного охлаждения через радиатор. Если ухаживать за автомобилем и вовремя проводить профилактические осмотры с открытием «подозрительных» мест, проблем с системой охлаждения ожидать не стоит.

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим отдельно все основные компоненты системы охлаждения. Начнем с того, что в первую очередь бросается в глаза: радиатора.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) включает в себя 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классической типологии и представляет собой:

  • нижняя емкость, к которой подходит сливной шланг;
  • центральная система труб, расположенных в несколько рядов;
  • верхний бак с входом.

Трехточечная опора радиатора. С двух сторон он закреплен скобами, которые в свою очередь крепятся к лонжеронам рамы с помощью амортизирующих элементов. Нижняя опора радиатора соединена с крестовиной №1. 1 кадра.

камаз 5320 система охлаждения

Особенностью радиаторной конструкции (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластин, которая закрывает доступ воздушному потоку через радиатор. Жалюзи управляются простым тросом прямо из кабины. Если ручка вытащена, створки закрываются, в противном случае — открываются. Это позволяет двигателю быстрее прогреваться в холодное время года.

Вентилятор

Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидравлической муфты и внешне представлен пятью лопастями. Сцепление автоматически включается и выключается в зависимости от температуры двигателя. Вентилятор по этим включениям или вообще работает, или в случае нефункционирующего гидравлического сочленения пассивно вращается под действием воздушного потока.

Для более эффективного обдува система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентилятор. Изготовлен из тонкого листа методом штамповки. Благодаря ему воздух фактически подается только в радиатор без бокового забора.

Гидромуфта системы охлаждения

В устройство системы охлаждения (КАМАЗ) входит такой важный элемент, как гидромуфта. Основное назначение этого устройства — передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя автомобиля на охлаждающий вентилятор. В случае резкого изменения крутящего момента гидравлическая муфта гасит вибрации, и вентилятор всегда работает плавно, без рывков.

Конструктивно гидравлическая муфта состоит из двух колес, которые вращаются на валу с помощью подшипников, заключенных в корпус. Количество лопастей разное: на основной 33, а на ведомой — 32. Между лопатками гидромуфты имеется внутренняя полость, которая является функциональной. Именно через рабочую полость передается крутящий момент при заполнении маслом.

Для работы гидравлической муфты системы охлаждения необходимо, чтобы в нее поступало моторное масло. Это связано с переключателем, который имеет три положения. 3 фиксации переключателя соответствуют трем режимам работы вентилятора:

  • автомобиль;
  • вентилятор всегда включен;
  • вентилятор полностью выключен, муфта не передает крутящий момент от коленчатого вала.

В автоматическом режиме система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) работает по разработанной конструкторами схеме. То есть до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 860С, масло не попадет в рабочую полость жидкостного сочленения и вентилятор будет выключен. А при повышении температуры выключатель размыкается, и масло попадает в гидравлический шарнир, включая вентилятор.

Если выключатель сцепления неисправен (двигатель перегрет), рекомендуется установить его в положение, при котором гидравлическая муфта постоянно разомкнута. И после устранения неисправности вернитесь в автоматический режим. Для случаев, когда машина проезжает глубокие броды, рекомендуется установить переключатель сцепления в замкнутое состояние.

Насос водяной

В системе охлаждения (КАМАЗ) есть еще один важный элемент — водяной насос. Его основная функция — циркуляция охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя. Без него не получится создать форсированный поток в нужном направлении. А в случае поломки под вопросом будет работа двигателя.

система охлаждения двигателя камаз

Внутренние рабочие полости насоса надежно защищены уплотнениями. Для предотвращения неисправностей в насосе есть масленка, через которую удобно перекачивать смазку. Контрольное отверстие — это отметка для заливки, через которую излишняя смазка выходит наружу. В качестве смазки используется обычный «Литол». Чтобы обнаружить течь в корпусе помпы, есть специальное сливное отверстие. Если он потечет оттуда, сальники больше не держатся и их необходимо заменить.

Термостаты и патрубки

За патрубками системы охлаждения (КАМАЗ) нужно хорошо ухаживать. В случае негерметичного соединения возможна потеря большого количества охлаждающей жидкости и перегрев двигателя. Особое внимание следует уделить точкам подключения труб к радиатору, водяному насосу и термостатам.

Термостаты охлаждения отвечают за регулирование потока антифриза. При повышении температуры жидкости до 800С происходит перенаправление на радиатор, то есть циркуляция начинает идти по «большому кругу». В этом случае часть потока продолжает течь по «малому кругу». И только при температуре 930 ° С клапан «малого круга» закрывается полностью и вся охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор двигателя.

Обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) практически не отличается от предыдущих моделей. Также следует знать, что для двигателя 740 приставки Euro 0, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 не изменяют систему охлаждения. Итак, что вам нужно сделать, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание вашей системы?

Самое первое действие, которое необходимо выполнять каждый день при запуске автомобиля, — это проверять герметичность всей системы (следить за утечками) и доливать антифриз до рекомендованного уровня. Сама охлаждающая жидкость летом может быть обычной водой, а зимой — качественным антифризом или антифризом. Для работы во враждебных северных регионах в системе охлаждения установлено отопление.

устройство системы охлаждения КАМАЗ

Другие мероприятия по техническому обслуживанию, которые выполняются в соответствии с планом, включают:

  • проверка натяжения приводного ремня;
  • полное опрессование системы охлаждения;
  • обслуживание водяного насоса (смазка подшипников плюс проверка и замена сальников);
  • проверка механизма натяжения приводного ремня;
  • промывка системы в случае сильного засорения.
  • проверка качества антифриза и его возможная замена;

Опрессовка

Система охлаждения (КАМАЗ 65115) должна быть полностью герметичной. Визуальный осмотр — это хорошо, но он может не показать места, которые вот-вот начнут исчезать. Для определения этих слабых мест полезно использовать манометр и нагнетательный насос.

Для испытания под давлением достаточно подать давление на верхний вход радиатора с помощью насоса, запустить двигатель и наблюдать за показаниями манометра. Если все идет хорошо и в системе нет зазоров, игла инструмента не изменит своего положения. В противном случае, когда стрелка начнет опускаться вниз, останется только найти проблемный участок.

Замена охлаждающей жидкости

Случаи, когда требуется замена всей жидкости системы охлаждения, не так уж редки. Самый простой вариант — наступила зима и в системе простая вода. Кроме того, замена может потребоваться, если жидкость теряет свои охлаждающие свойства или сильно загрязнена.

Емкость системы охлаждения (КАМАЗ) — 25 л. Из них «куртка» воды составляет 18 литров. Для замены жидкости сначала сливают старую. Для этого нужно открыть нижний вентиль радиатора, сливной вентиль на теплообменнике и насос в системе отопления, а также трубы подачи жидкости в системе отопления кабины. Не забудьте открутить крышку расширительного бачка.

После полного слива жидкости все краны закрываются. А весь объем системы охлаждения (КАМАЗ) залит через расширительный бачок. Новый антифриз подбирается исходя из сезона и условий эксплуатации автомобиля. При этом не обольщайтесь импортными вариантами в красивой таре. Бытовые хладагенты обладают точно такими же свойствами, которые соответствуют международным стандартам качества.

Промывка системы охлаждения

Промыть систему охлаждения можно несколькими способами. В случае незначительного загрязнения промыть чистой водой. Для этого старую охлаждающую жидкость сливают и вместо нее заливают водой. Двигатель запускается и прогревается на холостом ходу. Впоследствии вода сливается и весь цикл повторяется несколько раз до полной очистки.

Если загрязнение в системе значительное, лучше использовать специальные готовые ополаскиватели. При этом есть быстрые варианты, когда в смывку просто добавляют старый антифриз, а потом все сливают. Но лучше использовать моющие растворы, когда старая охлаждающая жидкость уже слита. Также следует учитывать, что чистящие растворы для очистки водяной рубашки двигателя будут разными. Радиатор системы охлаждения необходимо мыть отдельно для более эффективной очистки. Для этого оказался эффективным 2,5% раствор соляной кислоты.

Из особенностей стирки следует знать, что направление промывочного потока должно быть противоположным нормальному потоку охлаждающей жидкости. Более эффективно промыть систему струей воды или химическим раствором под давлением.

Устранение возможных неисправностей

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) должна работать без отклонений от осмотра к осмотру. Но случаи разные, и могут возникнуть неожиданные неисправности. Знание слабых мест системы поможет вам быстро выявить проблему и устранить ее на месте.

Нарушение герметичности системы решается путем поиска места утечки и по возможности ее устранения. Часто бывает достаточно визуального осмотра. Проверены все соединения, водяной насос, радиатор, муфта. В этом случае лучше просто заменить изношенные трубы. Утечка радиатора может быть устранена путем сварки или заглушки негерметичных труб. Решение о замене радиатора принимается индивидуально, поскольку он достаточно ремонтопригоден и при снятии хорошо моется.

камаз евро система охлаждения

Изношенный или расслоившийся приводной ремень, если он обнаружен, лучше всего устранить, заменив его. При подозрении на некачественную работу термостатов их удобно проверить, подогрев нижний бачок радиатора. При температуре 85 ° C, то есть когда начинает открываться вентиль термостата, бак должен прогреться. Если этого не произошло, клапан неисправен и необходимо заменить термостат.

Система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) не отличается как от предыдущих версий, так и от более поздних. Проблемы, которые могут возникнуть в системе охлаждения, одинаковы по своим симптомам. Одна из таких неисправностей — попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Находится в порядке убывания антифриза без признаков утечки. Причиной может быть износ прокладок ГБЦ, а также протечки через прокладки гильз цилиндров. Проблема решается заменой изношенных сальников двигателя.

Заключение

Уход за автомобилем должен быть регулярным и тщательным. Ни одна из его систем не может быть привилегированной. В то же время очень помогает знание слабых мест той или иной машины. КАМАЗ, система охлаждения которого не имеет видимых проблем, по-прежнему следует регулярно проверять и полностью обслуживать.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть