Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях

Катер «Метеор» — речной пассажирский. Это судно на подводных крыльях. Его разработал отечественный судостроитель Ростислав Алексеев.

История «Метеора»

метеор в лодке

Катер «Метеор» восходит к 1959 году. Именно тогда был спущен на воду первый в своем роде экспериментальный корабль. Ходовые испытания длились почти три недели. На их базе самый первый катер «Метеор» преодолел расстояние от Горького до Феодосии. Корабль построен на заводе «Красное Сормово».

В Феодосии перезимовал «Метеор». Только весной 1960 года он уехал в обратный путь. На этот раз он плыл от Феодосии до Горького за пять дней. Все участники признали тесты положительными.

Серийное производство

метеор на подводных крыльях

Характеристики корабля подходили всем, поэтому уже в 1961 году он был запущен в серийное производство. Создан на Горьковском судостроительном заводе, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь построено более 400 теплоходов этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые улучшенные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили сделать «Метеор» на подводных крыльях. При этом использовались импортные моторы и кондиционеры. История этого корабля закончилась только в 2007 году, когда линию окончательно разобрали, перестроив под новый класс теплоходов.

Изобретатель «Метеора»

корабль-метеорит

Создателем лодки «Метеор» по праву считается судостроитель Ростислав Алексеев. Помимо самолетов на воздушных крыльях, его заслуга — появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных транспортных средств, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранопланов (использующих для полетов эффект земли).

Алексеев родился в Черниговской губернии в 1916 году. В 1933 году вместе с семьей переехал в Горький, где сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, защитил диссертацию по быстрым судам на подводных крыльях. Начал работать морским инженером.

В годы Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых судов на подводных крыльях. В его идею поверило руководство ВМФ СССР. Правда, их создание затянулось, поэтому принять непосредственное участие в боевых действиях они не успели. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над «Метеором»

безопасность метеоритной лодки

Группа ученых под руководством Алексеева приступила к разработке «Метеора» на подводных крыльях. Изначально он получил символическое название «Ракета».

Мировая общественность узнала об этом проекте в 1957 году. Корабль был представлен на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. Впоследствии началось активное судостроение. Помимо катера «Метеор», технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями «Буревестник», «Волга», «Восход», «Спутник» и «Комета».

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для ВМФ и отдельный проект для ВДВ. Если бы высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог бы достичь высоты, сопоставимой с высотой самолетов — до семи с половиной километров.

В 1970-е годы Алексеев получил заказ на десантный корабль «Орленок». В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение ВМФ, как официальная боевая единица. Сам Алексеев регулярно тестировал свои автомобили. В январе 1980 года, участвуя в гонках на новой модели гражданского пассажирского экранолета, которую должны были достроить к Московской Олимпиаде, он разбился. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Его доставили в больницу. Врачи боролись за его жизнь, сделали две операции. Но 9 февраля он все равно скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

расход топлива метеорит

Судно на подводных крыльях «Метеор» является ярким примером этого класса кораблей. Под корпусом есть подводные крылья.

Среди достоинств такого самолета — высокая скорость движения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к крену и высокая проходимость.

Однако у них есть и существенные недостатки. Их главный недостаток — низкая эффективность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом начинаются проблемы с волнами на воде. Кроме того, они не подходят для необорудованных парковок, а для передвижения им нужны как мощные, так и компактные моторы.

Описание «Метеора»

метеор в катере

«Метеор» — теплоход на подводных крыльях, предназначенный для высокоскоростных пассажирских перевозок. Он работает на дизельном топливе и сам по себе является одноэтажным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также можно перемещать его через пресноводные бассейны и озера, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Он управляется дистанционно, его движение отслеживается прямо из рулевой рубки.

Пассажиры размещены в трех каютах с удобными и мягкими сиденьями. Они расположены в носовой, центральной и кормовой частях корабля. Всего могут разместиться 114 пассажиров. Движение между частями корабля происходит по палубе, из которой двери ведут в туалет, технические помещения и машинное отделение. В центральном зале также есть буфет для желающих поесть.

В состав крыла входят крылья и закрылки. Их закрепляют по бокам и нижним стойкам.

Главные двигатели — два дизеля. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Управление механическим агрегатом осуществляется из рулевой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

конкретные метеоры лодки

«Метеор» — теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два работающих генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также есть автомат для одновременной работы аккумуляторов и генератора. Также имеется вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход «Метеор» имеет завидные технические характеристики. Водоизмещение пустого составляет 36,4 тонны, полное — 53,4 тонны.

Длина корабля — 34,6 метра, ширина — девять с половиной метров с размахом конструкции с подводными крыльями. Высота на стоянке — 5,63 метра, на крыльях — 6,78 метра.

Осадка также различается на стоянке и на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором — 1,2 метра. Мощность колеблется от 1800 до 2200 лошадиных сил. Скорость катера «Метеор» может достигать максимум 77 километров в час, как правило, он используется на скорости 60-65 километров в час. Корабль может автономно пройти около 600 километров.

Один из недостатков «Метеора» — расход топлива. Изначально она составляла около 225 литров в час, но благодаря использованию новых современных двигателей теперь ее можно значительно снизить — примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой — всего три человека.

Страны распространения «Метеора»

В настоящее время массовое производство Meteors прекращено, поэтому новые корабли этого типа больше не появляются. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, они используются речным флотом РФ, распространены и в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года и в Германии до 2008 года. Сейчас в этих странах они заменены более современными транспортными средствами.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные прогулки и прогулки теперь организуются с «Метеором». Безопасность пассажиров на борту лайнера гарантируется специальной системой управления и регулярным и точным обслуживанием всех устройств и механизмов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что путешествуя на «Метеоре», вы ничем не рискуете.

Вы можете прокатиться на этой речной лодке в разных уголках страны. Например, сегодня очень популярны экскурсии из Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется по живописным местам Невы, туристы могут насладиться необыкновенной красотой севера Пальмиры. И все сделано для удобства людей, даже не нужно терять время в очереди в кассе, достаточно купить билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует плавностью хода, обеспечиваемой мощными и надежными современными двигателями. На борту каждого корабля есть системы управления радионавигацией, связью и, конечно же, кондиционирование воздуха.

В трех комфортабельных каютах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, имитирующих туристическую форму, можно полностью расслабиться, перекусить, используя раскладные деревянные столики, спрятанные в подлокотниках.

Между стульями также установлены круглые столы из натурального дерева, которые намного больше. Они пригодятся, если вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Следует отметить, что сегодня эти автомобили используются в основном в туристических целях. Поэтому организуют максимально комфортное времяпрепровождение. Сервису уделяется большое внимание.

Компании, которые организуют такие речные круизы, предоставляют полный комплекс услуг, предоставляя все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают не только транспортировку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательных развлекательных программ и познавательных экскурсий.

Воспользовавшись удобной формой бронирования билетов на эти речные теплоходы в Интернете, вы не только сэкономите время, но и в полной мере насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Интересные факты про «Метеор»

Кораблю «Метеор» посвящено много увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают путешествие на этой лодке еще более увлекательным.

Большинство из них собрано в книге «Крылатые корабли России», в которой собрано все самое интересное в этом необычном виде водного транспорта.

Например, одним из капитанов корабля «Метеор», передвигавшегося на подводных крыльях, был известный герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками, он попал в плен, но сумел освободиться и даже захватить вражеский бомбардировщик.

Успешный побег был совершен в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного в Германии.

А в 1960 году новый корабль продемонстрировали главе Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом известный авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у ведущего разработчика Алексеева разрешения на совместное управление кораблем.

Сегодня на смену «Метеору» приходит пассажирское судно «Лена», также выпускаемое на Зеленодольском судостроительном заводе. В дальнейшем этот проект разрабатывается на верфи, расположенной в Хабаровске. Он способен преодолевать расстояние до 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Он может вместить 100 пассажиров или 50 для VIP-размещения. А экипаж всего 5 человек.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть