Основные мотивы лирики Пушкина. Темы и мотивы лирики Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — известный поэт, прозаик, публицист, драматург и литературный критик — вошел в историю не только как автор незабываемых произведений, но и как основоположник нового русского литературного языка. При одном упоминании Пушкина сразу возникает образ исконно русского народного поэта. Поэт Пушкин — всемирно признанный гений, лексика его произведений уникальна, образность его текстов широка и совершенно уникальна, глубина чувственно-философской составляющей его стихотворений поражает и волнует читателей всех стран поколения. Однако особого внимания заслуживает лирическая поэзия Пушкина, многогранность и образность которой еще до конца не изучены.

Поэт Пушкин

Колорит лирики Пушкина

Лирика Пушкина — это его поэтическая биография и одновременно творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, рабство и мечты о «святой свободе», близких, друзьях и врагах, «чудесные моменты» жизни и печали и «горе прошлых времен» — все эти моменты нашли свое отражение в написании стихов, посланий, элегий, стихов, песен, эпиграмм Пушкина. И все эти темы и мотивы пушкинских текстов настолько гармонично сочетаются автором, что при чтении его произведений не чувствуется ни малейшего напряжения или диссонанса. Это неописуемое внутреннее единство лирики Пушкина очень точно и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирики Пушкина и любого другого стихотворения — это внутренняя человеческая красота и человечность, согревающая душу».

Основные мотивы пушкинских текстов

Любовная лирика Пушкина

Любовные тексты Пушкина по праву называют «энциклопедией любовных переживаний». В нем присутствует широкая палитра чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого волнующего свидания до полного разочарования и одиночества разоренной страстями души. Любовь в лирике Пушкина совсем другая. Это и идеальное чувство, возвышающее душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое возникает внезапно, но так же быстро проходит, и пылающая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирической любовной поэмы Пушкина — легкая влюбленность, взрослое и многозначительное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование.

Причина памяти в пушкинских текстах

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Самое известное стихотворение Пушкина «Помню чудесное мгновение…» автор написал во время ссылки в Михайловском. Эти слова адресованы Анне Петровне Керн. Пушкин впервые увидел ее в Санкт-Петербурге в 1819 году и был похищен. Спустя шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорское, куда Анна приехала в гости к своей тете. Чувство любви в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны из Тригорского Пушкин подарил ей сложенный пополам листок писчей бумаги. Объясняя это, Анна увидела стихотворные строки, которые впоследствии станут шедевром русских текстов и навсегда прославят ее имя.

Композиционное строение стихотворения

В лирическом сюжете отражены основные биографические вехи взаимоотношений Пушкина и Керна, главным из которых является мотив памяти в пушкинских текстах. С композиционной точки зрения стихотворение разбивается на три отдельные части с точки зрения их смысловой составляющей. Каждый из них, в свою очередь, состоит из двух четверостиший: четверостишие одного размера. В первой части лирический герой вспоминает «чудесный момент», когда он увидел красавицу и навсегда влюбился в нее. Вторая описывает годы разлуки — время «без божественности и без гнева». В третьем — новая встреча влюбленных, новый взрыв чувств, в которых есть «одновременно божественность, вдохновение, жизнь, слезы и любовь». Для лирического героя поэмы любовь — это настоящее чудо, божественное откровение. Именно так чувствовал себя в тот момент сам поэт Пушкин, это чувство тогда жило в нем, и он пережил его, не оглядываясь назад.

Сюжеты и мотивы пушкинских текстов

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно известное стихотворение «Я любил тебя…» Пушкин написал в 1829 году вместе с другим своим шедевром: «Что тебе мое имя? ..». Изначально произведение вошло в альбом Каролины Собанской, в которую поэт был давно и безумно влюблен. Отличительная черта стиха «Я тебя любила…» в том, что содержащаяся в нем лирическая нотка передана крайне лаконично, но удивительно афористично и выразительно. В поэзии почти нет метафор, скрытых образов, многосложных и резких эпитетов, которыми поэты того времени обычно описывали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, наполнен волшебной поэзией и очарованием, необычной легкой грустью. Кульминацией произведения, отражающего основные мотивы пушкинских текстов на любовную тематику, являются две заключительные строчки. В них поэт не только говорит, что «так искренне, так нежно любил», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником со словами «как ты позволяешь себе любить быть другим».

Философские причины

Пейзажная лирика Пушкина

Природа всегда была для Пушкина неиссякаемым источником вдохновения. В его стихах отражены многочисленные образы образов природы и стихий, различных времен года, из которых поэт особенно любил осень. Пушкин показал себя настоящим мастером пейзажных деталей, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы пушкинских текстов всегда так или иначе «связаны» с окружающей природой. Он задуман поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, вызывающая восхищение, но подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построено в форме сопоставления образов природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным аккомпанементом мыслей и действий лирического героя. Словно образы природы в текстах поэта служили живым литературным фоном. Он выступает в качестве поэтических символов его мечтаний, стремлений и духовных ценностей, которые он защищал.

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина

Стихотворение «К морю»

Пушкин начал писать это стихотворение в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии завершил работу над поэмой. Параллельно всегда идут основные мотивы пушкинских текстов, имеющие естественную направленность: природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «Аль маре» прощание с морем становится основой лирических размышлений поэта о трагедии человеческой судьбы, о роковой власти над ней исторических обстоятельств. Море, его свободная стихия для поэта, является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были мастерами мысли и олицетворением человеческой силы. Эта же сила обстоятельств повседневной жизни кажется такой же сильной и свободной, как стихия моря. Это Наполеон и Байрон, с которыми противостоит Пушкин. Этот повод для воспоминаний в текстах Пушкина, где он обращается к гениям прошлого, присущ многим его стихотворениям. Гениев больше нет, и судьба поэта продолжается на протяжении всей своей трагедии.

Тирания и образование – противоречие в стихотворении

В стихотворении, помимо природных мотивов, поэт объединяет два понятия: тиранию и воспитание. Как и другие романтики того времени, Пушкин в своем творчестве подразумевает, что цивилизация, вводя новую систему образования, одновременно разрушает естественность и искренность простых человеческих отношений, управляемых велениями сердца. Прощаясь со свободной и могучей морской стихией, Пушкин словно прощается с романтическим периодом своего творчества, который сменяется реалистичным мировоззрением. Вольнолюбивые мотивы в текстах Пушкина все чаще появляются в его поздних произведениях. И даже если сначала кажется, что центральным стержнем стихотворения является пейзаж, описание природных явлений, следует искать скрытый смысл, связанный с желанием поэта освободить свою жажду свободы, расправить крылья своего вдохновения для самая полная, без страха и без оглядки на жесткую цензуру тех бунтарских времен.

Философская лирика Пушкина

Философские тексты Пушкина содержат понимание поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в нем занимают темы дружбы (особенно в стихах, посвященных одноклассникам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях бывшим старшеклассникам и друзьям-декабристам), искренность и чистота отношений моральных (в стихах — размышления о смысле жизни, родных и близких поэту). Философские мотивы сопровождают лирику поэта, чем чаще он становится старше. Наиболее глубокими в философском отношении являются последние стихотворения Пушкина, написанные незадолго до его смерти. Как будто поэт, предвкушая свой уход, боялся недооценить, слишком много думать и лишиться чувств, он хотел передать потомкам всего себя, не оставив следа.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в текстах Пушкина раскрывается через мотивы любви к Родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостничества, угрожающих первичной свободе страны, человека как личности. Основные мотивы гражданских текстов Пушкина — темы свободы и внутренней силы человека. Свобода не только политическая, которая заключается в служении высоким социальным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не может отнять. Основная составляющая гражданской поэзии — осуждение тирании и любых форм порабощения человека, восхваление внутренней и личной свободы, проявляющееся в ясной и принципиальной нравственной позиции, самооценке и безупречной совести.

Тема поэта и поэзии

Помимо гражданских причин, в текстах Пушкина есть и религиозные мотивы. В моменты сомнений и внутреннего душевного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая, казалось, приближала его к мировоззрению людей. Своеобразным синтезом текстов философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. Какова цель поэта и сам смысл текста — вот два основных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина о проблемах места и роли поэта в обществе, свободы поэзии, его взаимоотношений с властью и собственной совести. Вершиной пушкинских текстов, посвященных теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я поставил себе памятник не руками…». Произведение было написано в 1836 году и не публиковалось при жизни Пушкина. Тема и отдельные мотивы сюжета поэмы Пушкина взяты из известной оды древнеримского поэта Горация «Мельпомене». Оттуда Пушкин привел к своему произведению эпиграф: «Exegi monmentalum» («Я поставил памятник»).

Основные темы - мотивы пушкинских текстов

Послание будущим поколениям

Основные мотивы пушкинских текстов тех времен — это послание для представителей будущих поколений. По содержанию стихотворение «Я поставил себе памятник не руками…» является своеобразным поэтическим завещанием, в котором содержится самооценка творчества поэта, его заслуги перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его стихотворение для будущих поколений, Пушкин символически соотносит с монументом, взошедшим над «Александрийским столпом». Александрийский столб — памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он ранее ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутым в Санкт-Петербурге в виде высокого столба.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

В таблице ниже очень наглядно показаны основные мотивы пушкинских текстов:

Лирические жанры

Причина

Философия

Причина свободы — как внутренняя, так и гражданская

Человеческие отношения

Мотив любви и дружбы, преданности и прочности земных человеческих уз

Отношение к природе

Причина близости к природе, сравнение ее с человеком и его внутренним миром

Религия

Религиозный разум, особенно близкий читателю того времени

Поэзия

Причина глубоко философская, дающая ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом

Это лишь общее описание основных тем произведений великого поэта. Таблица не может вместить в себя каждый мотив пушкинских текстов, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературоведы признают, что для каждого Пушкина каждый открывает для себя все новые и новые грани его творчества. На это рассчитывал поэт, говоря в своих заметках о желании разбудить в читателе бурю эмоций, заставить его думать, сравнивать, экспериментировать и, прежде всего, чувствовать.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть