Ретардер — что это такое? Retarder — тормоз-замедлитель

Замедленная съемка. Что это такое, далеко не все понимают только по названию. В переводе с английского этот термин буквально означает «модератор». Он используется в различных областях науки и промышленности для устройств, агрегатов или веществ, которые препятствуют динамике процесса. В области машиностроения ретардер — это устройство, которое устанавливается на транспортных средствах для снижения скорости их движения без вмешательства или с частичным использованием основных тормозных систем.

Что такое ретардер для грузовиков

Где пригодится замедлитель?

Необходимость использования замедлителей связана с тем, что в условиях продолжительных нагрузок на основную тормозную систему надежность и эффективность последней значительно снижаются, что отрицательно сказывается на безопасности. Как правило, это касается большегрузных автомобилей и грузовиков, которые движутся в условиях постоянных подъемов и спусков по горным дорогам.

Рассмотрим реальную ситуацию, которая помогает понять, для чего нужен ретардер. При движении под уклон водитель должен постоянно тормозить, чтобы поддерживать постоянную скорость. Эта постоянная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к перегреву и преждевременному износу. В первом случае драгоценное время в полете тратится на охлаждение тормозов, во втором увеличивается затратная часть ремонта и обслуживания автомобиля.

На необходимость поиска дополнительного источника замедления также повлиял тот факт, что грузоподъемность и скорость грузовиков с каждым годом увеличивались. Например, чтобы остановить тягач на скорости 80 км / ч, потребуется в 4 раза больше тормозного усилия, чем для его остановки на скорости 40 км / ч. Трудно не согласиться с тем, что наличие замедлителя и знание того, как его использовать, заставляют водителя чувствовать себя намного безопаснее и спокойнее.

Для чего используется ретардант

Из истории ретардера

Самым значительным представителем в истории изобретения замедлителя схватывания является немецкая компания Voith. Попытки применить идею ретардера предпринимаются компанией со второй четверти прошлого века, а первый заказ на разработку она получила в конце 1950-х годов от крупного производителя железнодорожных локомотивов. После успеха проекта в 1961 году компания Voith создала отдельное подразделение, которое до сих пор специализируется исключительно на производстве замедлителей схватывания.

Семь лет спустя Voith разрабатывает первые ретардеры для колесных транспортных средств для основателя Setra. Таким образом, Setra стремилась значительно повысить уровень безопасности пассажирских перевозок с помощью своих автобусов. Новая разработка Voith оправдала ожидания и начала завоевывать популярность среди других производителей автомобилей. В конце прошлого века водители большегрузных автомобилей не только имели общее представление о том, что такое замедлитель на грузовиках и автобусах, но и активно использовали агрегат в своей повседневной работе.

замедлитель. Что это

Многообразие замедлителей

К замедлителям относятся моторный тормоз и горные тормоза. Однако термин «замедлитель» чаще всего применяется к отдельным узлам, установленным на приводных валах двигателя или трансмиссии. Есть несколько видов замедлителей схватывания. В зависимости от места установки они делятся на основные и второстепенные. Первичные расположены перед КПП, второстепенные — после. У первичных замедлителей есть серьезный недостаток. При переключении передач он не взаимодействует с трансмиссией и тормозное усилие на колесах пропадает. По принципу действия ретардеры делятся на гидродинамические и электродинамические.

замедлитель. Принцип действия

Гидродинамические ретардеры

Чаще всего гидродинамический замедлитель можно встретить на тяжелых транспортных средствах. Что это такое и как работает, будет легче понять тем, кто знаком с устройством автоматической смены. Гидродинамический замедлитель основан на принципе гидромуфты. Конструктивно агрегат состоит из двух колес с лопастями, расположенных в общем корпусе, обращенных друг к другу. Одно из колес жестко закреплено внутри, а второе, соединенное с валом транспортного средства, имеет возможность вращения.

Когда замедлитель включен, пространство между лопастями заполнено жидкостью. Центробежная сила, возникающая при вращении ротора, имеет тенденцию перемещать его наружу, в то время как крыльчатка статора вмешивается в этот процесс и имеет эффект замедления. В выключенном состоянии, когда в корпусе замедлителя нет жидкости, лопасти вращаются свободно и практически не взаимодействуют.

Электродинамическое замедленное движение. Что это

В большинстве случаев в качестве рабочего тела используется масло. В некоторых агрегатах подача масла автономная, а в некоторых связана с системой смазки трансмиссии. Во время работы замедлителя вырабатывается значительное количество тепла. По закону сохранения энергии момент тяги, поглощаемый замедлителем, преобразуется в тепло, что увеличивает температуру рабочей жидкости. Следовательно, для эффективного теплообмена ретардер подключается к главному контуру системы охлаждения двигателя.

Электродинамический ретардер. Что это такое?

Электродинамический замедлитель работает по аналогичному принципу. Что это такое и как он справляется со своей задачей, можно понять, обратившись к законам электродинамики. Устройство также имеет ротор и статор, а тормозной момент создается в результате их взаимодействия. Но роль жидкости в электродинамических замедлителях играет магнитное поле. После включения замедлителя ток от аккумулятора течет к обмоткам электрического статора, образуя магнитное поле, в котором вращается ротор. Возникающие в результате вихревые токи создают поля, противоположные тем, которые создаются статором, и ротор приобретает тормозящий момент.Как использовать замедленное движение

Как и в случае с гидродинамическими замедлителями схватывания, во время работы выделяется значительное количество тепла. Перегрев в таких агрегатах приводит к снижению КПД и полному выходу его из строя. Использование жидкостного охлаждения в электродинамических замедлителях схватывания затруднено по понятным причинам. Таким образом, конструкция устройства включает ряд элементов, выполняющих функцию защиты от перегрева. На роторном колесе есть лопасти, которые, вращаясь, создают воздушный поток, который рассеивает выделяемое тепло. Кроме того, электродинамические замедлители оснащены системой ограничения тока на случай перегрева.

Интардер и акватардер

Перечисленные выше типы замедлителей схватывания являются основными. На его основе конструкторы создают новые виды замедлителей схватывания, которые можно назвать улучшенными классическими моделями. ZF, лидер европейского рынка в производстве деталей и деталей трансмиссии, например, встроила в коробку передач замедлитель и назвала это устройство интардером.

замедленная съемка

Немецкая компания Voith, в свою очередь, экспериментирует с положением ретардера на транспортном средстве и составом рабочей жидкости. Одна из разработок — акватардер — замедлитель, который устанавливается в передней части двигателя и в качестве рабочей жидкости использует антифриз. Такой замедлитель, принцип действия которого не отличается от любого другого гидродинамического устройства, больше не нуждается в принудительном охлаждении, что значительно упрощает его конструкцию и снижает его собственный вес.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть