Театрализованные игры — это… Определение, виды, условия и особенности

Игра — один из важнейших видов детской деятельности, во время которого происходит развитие и обучение. Театр для ребенка — это сказка, праздник и положительные эмоции. Театральные игры — это занятия, позволяющие педагогу сформировать эстетическое воспитание, творчество и любовь к искусству. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения и активно вовлекать всех детей. В статье ниже вы найдете полную информацию об этом сложном виде игры.

Понятие театрализации в дошкольных учреждениях

Театральная игра — мощное средство развития у детей эмпатии (умение различать чужие эмоции по интонации, мимике, жестам). На основе этого навыка уже формируется умение откликнуться на произведение искусства и оценить его. В общем, такая игра — это дети, которые интерпретируют сказки, сказки и другие произведения под руководством учителя или самостоятельно.

Театральная деятельность способна положительно влиять на учеников через персонажей.

инсценировка в дошкольных играх

Дети видят в героях произведений образец для подражания, ведь очень часто темы спектаклей — дружба, честность, доброта и отвага. Живя по образу, ребенок перенимает его характеристики и углубляет основы нравственного воспитания. А разнообразие тем и способов реализации детских театральных игр позволяет учителю использовать их для полноценного развития личности.

Как классифицируют игры-драматизации?

детскую театрализацию принято делить на две большие группы: режиссерские игры и драматические игры.

Режиссерские игры — настольный и театр теней, экшены с фланелью. В этом случае ребенок не актер, а только ведет и дает голос герою. В инсценировке ученик уже играет роль самостоятельно.

Режиссерские игры в свою очередь делятся на:

  • Настольный театр игрушек — героями могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтобы их было удобно перемещать по столу.
  • Настольный кинотеатр: в этом случае персонажи показаны на иллюстрациях, а их действия ограничены. Основную роль играет интонация ребенка.
  • Театр теней: в этом случае используется полупрозрачный бумажный экран, персонажи вырезаны из темной бумаги, а за экраном установлен источник света. Вы также можете использовать пальцы.
  • Фланель: персонажи прикреплены к экрану, покрытому фланелью. Внутренняя сторона скульптурных персонажей также покрыта тканью.

Игры-инсценировки делятся на:

  • Кончики пальцев: ребенок кладет куклу себе на палец и описывает действия с ней. Вы можете прятаться за ширмой или играть открыто.
  • Куклы Бибабо.
  • Импровизация — это драматизация без определенного сюжета и подготовки. Игра полностью интуитивно понятна.

пальчиковый театр

Эта классификация помогает расширить театральную деятельность детей во всех группах и обогатить их знания в этой области.

Как организовать театрализацию в ДОУ?

Работа по приобщению детей к театру начинается с накопления эмоционального и чувственного опыта, то есть вначале они сами должны посещать спектакли, которые ставят взрослые профессионалы. Со временем ученики сами вовлекаются в деятельность и умеют различать жанры и настроения, темы произведений.

Чтобы успешно овладеть азами театрализации, педагог и родители должны предоставить ребенку творческую свободу. В целом, работа с родителями — важная часть обучения творчеству. Учитель и родители должны работать вместе, быть одновременно. Этому способствуют проведение творческих вечеров, бесед и консультаций.

Успешные театральные постановки — это еще и удачно подобранные пьесы для постановки. Учитель должен выбирать их с умом, в зависимости от предмета, художественной ценности и соответствия возрасту и опыту учеников.

театральные игры

На каких принципах основывается педагог при организации театрализации в дошкольном образовательном учреждении?

  1. Принцип гуманистической направленности — между учителем и детьми должны быть установлены человеческие отношения.
  2. Принцип интеграции: в игре должны сочетаться разные виды деятельности и искусства.
  3. Принцип творческого взаимодействия: ребенок и взрослый должны вступить в отношения сотворчества и обсудить все возможные пути развития игры.

Только следуя этим принципам, педагог может сказать, что он организует театрализованные игры по ФГОС.

Методы совершенствования творческой деятельности

Чтобы творческая деятельность детей не прекращалась, а развивалась, педагог должен применять определенные приемы. В чем их суть? Нравится:

  • Методика моделирования ситуаций: педагог вместе с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и зарисовки, в которых они могут овладеть творческой деятельностью.
  • Метод творческой беседы: педагог задает детям проблемный вопрос и через диалог ученики переходят к творческой деятельности.
  • Метод ассоциаций: пробуждает детское воображение с помощью ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может быть преобразована в любой вид деятельности и любой урок. Тщательная подготовка учителей также важна для повышения театральной грамотности детей. Они должны стать творческим образцом для подражания для своих учеников. Отличный способ получить желаемое — организовать педагогический театр на базе детского сада под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности учителей, а дети, глядя на них, познают одно и то же перевоплощение.

По мере того, как дети вырастают, чтобы сами ставить спектакли (это театральные игры в старших и подготовительных группах), их необходимо разделить на группы: режиссеры, художники по костюмам, сценаристы, художники и так далее.

инсценировка игры с детьми

Этот метод работы не только учит работать в команде, но и развивает воображение. Родители тоже должны быть вовлечены в работу, например, они могут помочь с украшениями и костюмами.

Требования к организации игр в ДОУ

Театрализованные игры — это не только развлечение для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог должен опираться на основные требования:

  1. Разнообразие тем и их значение.
  2. Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение.
  3. Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки.
  4. Сотрудничество детей со сверстниками и педагогом на каждом этапе подготовки.
  5. Постоянное включение театральных игр во все моменты и действия режима (наряду с сюжетными и ролевыми играми).

Разработка игры начинается с подготовки сценария на основе оперы, и только потом наступает момент импровизации. Детям необходимо освоить основные элементы перевоплощения в других персонажей, чтобы другие участники могли быстро их узнать. Но не стоит резко ограничивать фантазии, всегда должно быть место фантазии и нестандартной визуализации персонажа.

Особенности проведения театрализованных игр в разных группах

Игры с детьми разного возраста отличаются друг от друга. Важно постепенно приближать детей к театру и его концепциям, вовлекая их в уже активное перевоплощение. Такие игры рекомендуется начинать со второй младшей группы (правда, им будет отводиться меньше времени, чем в последующие годы). Правда, в младшей группе такие занятия называют ролевыми. Дети превращаются в животных или птиц, но пока не умеют трактовать полноценный сюжет. Они копируют лису, медведя или зайца только внешне, неспособные раскрыть свой характер. Поэтому детям нужно чаще читать художественные произведения и организовывать по ним игры.

групповой театр

Театральные игры в средней группе уже учат сочетать движения и слова, использовать пантомиму. С малоподвижными детьми этого возраста можно разыграть простые детские стишки. Самые активные дети уже умеют разыгрывать простые сказки в кукольном театре.

Театральные игры в старшей группе становятся сложнее, дети продолжают совершенствовать актерское мастерство. Теперь им нужно научиться находить для себя способы образной выразительности. В игре должна быть острая ситуация и драматический конфликт, формирование персонажа, насыщение эмоций и не очень сложные диалоги. Такая игра сложнее простого подражания кому-либо, так как в ней необходимо не только выучить слова, но и прочувствовать образ персонажа.

Спектакль в подготовительной группе к школе часто становится спектаклем. Также вы можете играть в нее как для себя в группе, так и для публики (родители или дети младшего возраста в саду). Теперь стоит почаще обращаться к режиссерским играм, в которых ребенок выбирает игрушку и заставляет ее говорить и выполнять действия. Это учит регулированию поведения и речи.

Игры с ролями в младшей группе

Ролевые игры для самых маленьких — это обычно ситуации, пантомимы, игры со стихами, с воображаемыми предметами. В статье выше говорилось только о теоретической стороне инсценировки игр, а теперь пора привести примеры таких занятий с детьми. У каждой группы должен быть театральный игровой лист с целями. Так в какие ролевые игры играют в младшей группе?

  • трактовка ситуации «не хочу каши» — целью такой игры будет научить детей произносить интонацию предложений. Дети делятся на пары: дети и родитель. Родитель спрашивает, уговаривает, заставляет ребенка есть кашу, а ребенок отказывается, капризничает, вежливо не соглашается.
  • пантомима «Идем в детский сад» — воспитатель учит детей без слов показывать, как они просыпаются и растягиваются, стираются и делают зарядку, одеваются и бегают в детском саду. Цель игры — развить воображение и выразительность жестов.
  • игра с воображаемым объектом помогает развить навыки работы с воображаемыми объектами. Например, воспитатель предлагает маленьким детям погладить котенка, который находится у него на руках. Животное «переходило» из рук в руки, гладило и говорило ему добрые слова. Вы также можете сыграть в игру «Вкусные конфеты», где детям преподносят воображаемый подарок. Они берут ее, протягивают руку, открывают обертку от конфет и отправляют конфету в рот, показывая всем, какая она вкусная. Упражнения также развивают навыки жевания.

Театрализованные игры в средней группе

Немного усложняются игры для детей средней группы, разнообразнее становятся имитации движений. В арсенале учителя также есть пантомимы, поэтические ролевые игры, поэтические игры и игры на расслабление и напряжение мышц.

  • Имитация ходьбы — воспитатель просит детей показать, как они гуляли, когда были маленькими, например, бабушка, волк, лисица, принцесса и т.д.
  • Пантомима «Медведи» — дети, вживаясь в роль, выходят из берлоги, щурятся от яркого солнца, потягиваются и вдыхают воздух. Щенки расходятся по поляне, и здесь педагог может подключить импровизацию. Что будут делать животные весной?
  • Театрализованные игры в средней группе уже подключают мышечный корсет. Пример игры: девушка гуляет по лесу и видит бабочку. Она удивлена, вытягивает шею, сгибает туловище и выкидывает руки вперед. Еще одна игра — девочке подарили новую куклу. Он очень счастлив, он оборачивается, принимает сюрприз и показывает его всем окружающим.

пантомима игра

  • Для интерпретации стихов в младшей группе идеально подходят такие произведения, как «У зайца был сад», «Мыльные пузыри», «Злой гусь».

Театрализованные игры в старшей группе

детям 5-6 лет полезно разгадывать загадки без слов. Это хорошо развивает выразительность жестов и мимики. Группа разделена на две части. Первая группа просматривает картинки с пазлами и выбирает те, которые можно показать без слов. Вторая подгруппа угадывает, что им предлагают товарищи. Затем происходит смена роли.

Игра «Телефон» отлично развивает воображение и диалогическую речь. Дети делятся на пары и ставят задачи: пригласить друга на день рождения, извиниться перед другом за шутку и так далее. Для развития интонационной речи следует взять любое предложение и попросить учеников произнести его грустно, весело, злобно, с удивлением.

Чтобы улучшить свои актерские навыки, полезно потренироваться перед зеркалом, чтобы увидеть результаты своих усилий. Воспитатель может попросить ребенка изобразить собаку, принцессу, наказанного мальчика, пчелу, сидящую на цветке. Подарив детям 5-6 лет платок, можно попросить их изобразить с помощью предмета бабушку, волшебницу, бабочку, человека с дефектным зубом.

Развитие пластической выразительности становится важным и новым в старшей группе.

поставить сказку

Цели театральных игр этого типа — научиться управлять телом, естественно и красиво двигать руками и ногами. Примеры:

  • «Лисичка подслушивает» — лисица стоит у петуха и кошачьего домика и слушает, что говорится внутри. Он выставляет одну ногу вперед и наклоняет корпус, прижимает ухо к стене, открывает рот и лукаво смотрит.
  • «Танец розы»: Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям исполнить красивый цветочный танец. Ученики импровизируют, сами придумывая движения. Вдруг музыка прекращается, и ветер замораживает все розы. Дети застревают в произвольных положениях. Игра повторяется несколько раз.
  • «Ладонь»: дети изображают рост ладони (руки и тело удлиняются, ступни на носки) и ее увядание (руки опускаются).

Игры-драматизации для подготовительной к школе группы

В подготовительной группе дети продолжают играть в пантомиму, но задания значительно усложняются. Можно предложить изобразить гадкого утенка, сердитого льва, рыцаря на коне, играть в снежки, рыбачить. Скетч-игры также помогают развивать воображение, которое учит воспроизводить индивидуальные черты характера и эмоции с помощью мимики и жестов. Дети могут изобразить жадную собаку, сварливого дворника или крапиву. Это занятие сопровождается чтением стихов.

Но самые главные театральные постановки в подготовительной группе — это спектакли, завершающиеся инсценировкой сказки. Например, учитель читает рассказ К. Перро «Кот в сапогах». Затем вы сможете посмотреть мультик, нарисовать с детьми декорации (поле, река, замок). Это предварительная работа, о необходимости которой говорилось выше. Затем педагог распределяет роли между детьми и разыгрывает сказку. С 6-7 лет можно воспроизвести произведения Сутеева, сказку «Красная шапочка», русские народные сказки и так далее.

Интересное занятие для детей — переработка сказки. Например, дети с помощью кукольного театра воссоздают сказку «Колобок»: бутерброд встречает лису в начале рассказа, только потом зайца, волка, медведя и кошки. Затем она знакомится с мальчиком Сашей, который мирит всех героев спектакля.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть