Вспомогательный персонал — это… Понятие, определение, условия работы и принципы оплаты труда

На территории Российской Федерации в законодательном регулировании и в Трудовом кодексе нет четких указаний, согласно которым сотрудников организации можно отнести к основному или вспомогательному персоналу.

Однако хозяйствующие субъекты могут издавать местные нормативные акты с положениями, регулирующими определение функций вспомогательного персонала.

Роль вспомогательного персонала

Что такое основной и вспомогательный персонал

Основным критерием разделения персонала на категории является их активность и важность функций той или иной должности в работе организации. В отличие от основного, вспомогательный персонал — это те сотрудники, которые заняты выполнением задач, не относящихся к основному бизнесу компании. Исходя из фактических функций, выполняемых сотрудниками, они делятся на следующие категории:

  • Основной состав. Благодаря своей деятельности он приносит организации прямые выгоды. Сюда входят сотрудники, без которых невозможно нормальное функционирование организации.
  • Вспомогательный персонал. В эту категорию входят сотрудники, деятельность которых не критична для бизнеса. Без вспомогательного персонала хозяйствующий субъект сможет продолжить работу без потери эффективности.

Вспомогательный персонал — это сотрудники, выполняющие дополнительные функции, не влияющие напрямую на основной бизнес компании. Разделение персонала на основной и вспомогательный не исключает разделения сотрудников на другие категории.

Аутсорсинг вспомогательного персонала

Какие профессии относятся к вспомогательному персоналу

сложно выделить профессии, напрямую связанные с обслуживающим персоналом. Список профессий варьируется в зависимости от сфер деятельности организации. Вспомогательный персонал может присутствовать как в частных, так и в общественных местах.

Одним из примеров является медицинский персонал. Сюда входят сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их работа помогает врачам и пациентам. В этой сфере к обслуживающему персоналу относятся следующие должности:

  • обслуживающий персонал;
  • обслуживающий персонал;
  • фельдшеры;
  • медсестры;
  • чистящие средства.

Для коммерческих организаций должности вспомогательного персонала определяются непосредственно работодателем. Он автономно формирует критерии и характеристики данного типа работников, регулирует их деятельность.

Медицинский вспомогательный персонал

Какие особенности характерны для вспомогательного персонала

Вспомогательный персонал — важный элемент в структуре организации. С его помощью работодатели могут решить ряд возможных трудностей в деятельности компании. Однако есть ряд особенностей, которые нельзя игнорировать.

Вспомогательные работники — первая цель, когда требуется сокращение штата. Они практически не влияют на доход организации, поэтому за счет них часто снижают трудозатраты.

Деятельность вспомогательного персонала часто можно легко передать на аутсорсинг или по контракту. Не всегда удобно держать этих работников в штате.

Руководству следует учитывать, что среди вспомогательного персонала всегда высокая текучесть кадров. Но по сравнению с основным составом эта особенность не критична.

Рекомендуется разделить отчет на результаты работы основного и вспомогательного персонала. Иногда рассмотрение роли вспомогательного персонала в общей производительности организации не имеет никакого смысла.

Какие работники производственного персонала считаются вспомогательными

Производственный персонал включает сотрудников и специалистов, в результате фактической деятельности которых формируется доход организации или выполняются ее основные функции. Персонал службы поддержки также может быть продуктивным.

Персонал производственной поддержки

Персонал производственной поддержки состоит из сотрудников, которые не вовлечены в производство или жизненно важные потребности организации. Но они влияют на деятельность компании. К таким работникам относятся уборщицы, повара ведомственной столовой, горничные и другие.

Сотрудники административно-вспомогательного персонала

Административный персонал нацелен на организацию основных процессов организации. Спектр деятельности определяется потребностями конкретного хозяйствующего субъекта. Сфера деятельности персонала, связанного с административным персоналом, включает функции управления, организационные и логистические вопросы.

Персонал административной поддержки может включать такие должности, как офис-менеджер, юрисконсульт, рекрутер и другие, в зависимости от потребностей организации.

Административный вспомогательный персонал

Какой вспомогательный персонал относится к управленческому составу

Управленческий состав обеспечивает целевую деятельность всей организации и координацию работы ее отдельных отделов, отделов, производственных участков. Включает сотрудников управленческого аппарата:

  • администрация организации;
  • аппарат управления учреждения.
  • сотрудники;

Управленческий вспомогательный персонал

В состав вспомогательного управленческого персонала могут входить сотрудники, которые консультируют по вопросам управления организацией. Но при этом их полномочия не позволяют отнести их к должностям, на которых напрямую держится работа компании или производства, а требования к квалификации сотрудников ниже, чем у основного персонала.

Как оплачивается труд вспомогательного персонала

Есть вспомогательный персонал, в котором организация заинтересована, поэтому она обеспечивает конкурентоспособные условия оплаты труда. Это инженеры, операторы, специалисты по обслуживанию сложного оборудования, финансисты, юристы. Другими словами, сотрудники, деятельность которых требует определенного опыта и квалификации.

Рекомендуется планировать оплату труда вспомогательного персонала путем заключения эффективного трудового договора. Рекомендуется предусмотреть возможность дифференциации заработной платы через классификацию, надбавку и ценообразование, которые напрямую зависят от показателей эффективности, от производительности труда.

Заработная плата вспомогательного персонала

Роль вспомогательного персонала в деятельности организации

Чтобы понять, кто принадлежит к обслуживающему персоналу, необходимо внимательно изучить специфику деятельности той или иной организации. Круг рабочих и служащих, подпадающих под это определение, довольно широк. К этому типу сотрудников относятся как государственные служащие, так и сотрудники частных организаций.

Основная особенность обслуживающего персонала — это должностная функция. Они не влияют напрямую на основную работу юридического лица, в их полномочия не входит принятие решений, влияющих на административное управление. Обычно в их обязанности входит выполнение логистической деятельности на регулярной основе. Эти меры направлены на улучшение функционирования менеджмента предприятия и всех его структур, помощь основному составу сотрудников, обеспечение оптимальных условий труда для всех сотрудников компании.

В современных организациях вся штатная структура подразумевает наличие сотрудников, выполняющих вспомогательные функции для своего подразделения. Активность вспомогательного персонала позволяет перераспределить нагрузку управленческого персонала между другими сотрудниками с более низким уровнем квалификации (или вообще без него). Можно с уверенностью сказать, что вспомогательный персонал в структуре штата организации является неотъемлемой частью человеческих ресурсов, необходимых для эффективного управления хозяйственными субъектами.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть